Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Востока (стр. 4 из 5)

Важное место в истории культуры Китая занимает эпоха Чжаньго (У-Ш вв. до н. э.). Это период экономического и политического подъема: появляются торгово-ремесленные города с полумиллионным населением, распространяется монетная форма денег, создаются законы и судопроизводство. Чжаньго - также классический период в истории духовной культуры Китая, когда борьба идей была открытой, интеллектуальная жизнь достигла своего расцвета. Идейные диспуты шли во дворцах правителей и на улицах, а в знаменитой академии Цзися («У ворот Цзи») в столице Линьцзы состязались одновременно до тысячи «мужей, искусных в споре». В этот период «соперничества ста школ» и возникли основные направления китайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и др., оказавшие огромное влияние на последующее развитие философской и общественно-политической мысли.

В Китае значительное развитие получила астрономия. В 613 г. до н.э. древнекитайские астрономы впервые зарегистрировали появление кометы Галлея. Ученые умели вычислять лунные затмения и заранее предвидеть возможность солнечных. Установленная ими периодичность движения светил сыграла важную роль в формировании важнейшего понятия в китайской философии - дао (пути).

В период Чжаньго выделяется династия Цинь, сыгравшая столь значительную роль в китайской истории, что этнонимом «циньцы» стали именоваться древние китайцы (лат. «Синэ», нем. «Хина», анг. «Чайна»). В III веке до н.э. царство Цинь подчинило все государства Древнего Китая; циньский ван принял титул императора и вошел в историю как Цинь Шихуанди. Первая китайская империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет, но заложила прочную социально-экономическую основу следующей империи - Хань -одной из сильнейших в мире на протяжении последующих четырех веков. И поныне сами китайцы называют себя ханьцами.

Ханьский период (III в. до н. э. - III в. н. э.) был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе многовековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Ученый Чжан Хэн (78-139) соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, объединив их в 320 созвездий. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса. Ханьские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел. К выдающимся достижениям материальной культуры относятся производство лака, шелка, изобретение бумаги.

Духовная культура Китая отличается глубокой самобытностью и специфичностью; она весьма отличается от индийской культуры. Исследователи полагают, что в силу географического положения Древний Китай был поставлен в более обособленное положение, чем другие древневосточные цивилизации. Это обусловило основной принцип развития китайской цивилизации - замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская стена, заложенная Цинь Шихуанди. За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 километров при высоте в 10 метров и ширине в 8 метров.

Социальная этика и административная практика всегда играли значительно большую роль в китайском обществе, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца - его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, стремлению индивида раствориться в Абсолюте, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.

Важнейшей особенность древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличии от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях.

Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал.

В Китае высшим божественным началом считалось Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.

Деление всего сущего на два начала было в Китае едва ли не древнейшим принципом философского мышления. Инь-ян - это деление всего сущего на два противостоящих начала, мужское и женское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким, сильным. Женское инь было связано с луной, со всем темным, мрачным и слабым. Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали.

Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основных традиций китайской цивилизации и подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием конфуцианства.

Конфуций (551 - 479 г.г. до н.э.) - его имя - латинизированная версия имени Кун-Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается одним из первых китайских философов. Известно, что он сначала был низшим чиновником в государстве Лу, позже в течение ряда лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам, их обучению и упорядочению некоторыхклассических книг.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает свое внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Личность, по мысли Конфуция, является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Большое значение имела категория порядка как образцовой идеи. Порядок устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе, отношениям между людьми. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должномуисполнению обязанностей.

Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совер-шенного человека (Цзюнь-цзы), бескорыстного рыцаря безупречной мо-рали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (И), гуманности (ЖЕНЬ), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ЛИ) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности - СЯО). Понятие гуманности (ЖЕНЬ) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие и т.п.

Чувство долга (И) продиктовано внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Кроме того, в понятие (И) включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних.

Термин "ЛИ" использовался в древнекитайской лексике задолго до Конфуция. Тем не менее именно Конфуций возвеличил правила - ЛИ до уровня высшей и совершенной ритуально - этической нормы. ЛИ в китайской традиции и тем более в конфуцианстве - правила поведения, социальная норма, ритуально оформленный моральный кодекс.

Благородный муж должен был еще обладать и вэнь. Термин "вэнь" используется для обозначений понятий "Литература", "Культура". Конфуций связал этот термин с письменной традицией народа, его духовной культурой. Вэнь - это то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться овладеть культурой предков.

Как отмечается в сборнике изречений Конфуция "Луньюй", "Цзюнь-цзы" - это "человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвещает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он может спокойно умереть вечером".

Последователи Кун Фу-цзы защищали и развивали его идеи. Во время правления династии Цинь учение было запрещено, истребляли его сторонников. В эпоху династии Хань учение приобрело большой авторитет и превратилось в государственную идеологию, религию. Вплоть до новейшего времени Конфуций почитался мудрецом и первым учителем.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом в истории этого учения. Конфуцийвполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели. Но, как это нередко случается, позднее, с превращением его учения в официальную догму, на передний план выступила не суть, а внешняя форма. Многочисленные последователи и почитатели Конфуция стали видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности и благородства, сколько внешнее оформление благопристойности. В эпоху Хань был составлен свод правил внешней учтивости и церемониала. В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. Выйти за пределы этих рамок было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика китайское конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности в ребенке с детства. С первых лет жизни человек привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленым и обязательным для всех.