Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 4 из 4)

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

а) архитектура

Выдающимися архитектурными постройками Египта, несомненно, являются пирамиды. Они являются средоточием достижений древнеегипетской науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейшие пирамиды Египта – фараона Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывают около 80 пирамид. Самая грандиозная из них – пирамида Хеопса: ее высота 146. 6 метров, длина основания 233 метра. Она сложена из 2300000 каменных блоков, массой около 2, 5 тонн каждый. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, ее форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной.

В эпоху Среднего Царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего Царства был переосмыслен и усовершенствован. Пирамиды в эту эпоху строились довольно редко (в основном из кирпича, а не из камня; гораздо меньшие по размерам) и уступили место гробницам, высеченным в скале (например, храм Менхутотепа I был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы). Осуществлялось и большое городское строительство. К началу же I тысячелетия до нашей эры для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды[4].

б) скульптура

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них выдвигается своей неповторимостью знаменитый большой сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека, имеющей портретное сходство с фараоном Хафрой, высечен из целой скалы (длина – 57 метров, высота – 20 метров). Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощал божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчина в 40-50-летнем возрасте, женщина – в 20-25-летнем. Точно передавалось социальное положение человека. Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV век до нашей эры).

в) живопись

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона.

Это проявлялось в:

· плоскостном изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо «изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface. При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто» (11);

· постоянстве системы пропорций;

· строгой линейности композиции;

· условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет; женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда белым цветом).

Следует отметить, что в Древнем Египте не было почвы для индивидуального творчества, так как практически все памятники искусства носили религиозно-культовое назначение, и их создание было строго охвачено кольцом канона.

Высокого уровня достигло в Древнем Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения, отделанные драгоценными камнями.

г) литература

Литература Древнего Египта представлена различными жанрами: поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания, гимны в честь богов, мифы. Наиболее древние тексты – это молитвы богам и хозяйственные записи. В мифах рассказана вся история появления богов и их жизни. Непревзойденным шедевром древней прозы является повесть «История Синухета». Следует также отметить «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д. Иногда в литературных источниках Египта звучат сомнения в истинности религиозно-мифологической картины мира, в ценности загробного существования.

В «Песне арфиста» сказано: «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им нужно, и наши сердца успокоить»(13). Однако в другом произведении выражена твердая убежденность в существовании загробного мира.

Это «Похвала Смерти». Там говорится: «время, как сон, промелькнет и «Добро пожаловать!» - скажут в Полях Заката пришельцу» (там же).

д) музыка

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - «удовольствие, наслаждение» и обладала, как полагали египтяне, лечебной силой, если инструменты были верно подобраны.

Из музыкальных инструментов бытовали: «мизмар (тип лютни), аргуль (двойной кларнет), саламийя (флейта), дарабукка и хока (барабан), рикк (бубен), кусат (тарелочки)» (8). Музыка сопровождала все обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире.

Заключение.

Итак, культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Несмотря на то, что вся история египетской культуры была тесно связана с религиозно-магическими воззрениями египтян и определена классовым разделением общества, именно она впервые привлекла внимание «к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, к такому чувству как материнство, и высоко подняла его в образе Изиды с младенцем Гором» (6).

Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV веку до нашей эры), украшают набережную Невы в Санкт-Петербурге.

Список использованной литературы.

1. Авдиев В. И. История древнего востока. – Л.: «Госполитиздат», 1948.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1988, вып. 1.

3. Керам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1986.

4. Культура Древнего Египта/ Под ред. И. Кацнельсона. – М., 1976.

5. Культурология: История мировой культуры: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Проф. А. Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1998.

6. Матье М. Искусство Древнего Египта. – М.: «Искусство», 1970.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия. – М., 1987, том 1.

8. Музыка: Большой энциклопедический словарь/ Под ред. Г. В. Келдыша. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998.

9. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта/ Под ред. А. Л. Вассоевича. – СПб., 2000.

10. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М., 1985.

11. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира/ Под ред. Ю. С. Крушкол. – М.: Просвещение, 1979, часть первая.

12. Смирнова В. В. Мировая художественная культура. – М., 1995, часть первая.

13. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. – М.: «Высшая школа», 1981.


[1] Более подробно о назначении и конструкции пирамид будет рассказано далее.

[2] Лишь при правлении Амонхотепа IV была предпринята попытка привести столь разрозненную, разветвленную систему богов привести к единому знаменателю. Фараон ввел культ единого бога – Атона и стал называть себя Эхнатоном («блеск Атона»). Эхнатон построил новую столицу – Ахетатон («горизонт Атона»). Но реформа не привилась. Она встретила сопротивление жрецов – антагонистов фараона.

[3] Их впервые расшифровал в 1822 году французский ученый Ф. Шампольон.

[4] Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории.