Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 4 из 7)

Они словно вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.

Из всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н.э. – отец, сын и внук.

Границы пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди отсекали скалу, природная форма которой напоминает тело лежащего льва.

Строительная техника возведения пирамид и храмов была предельно проста. В распоряжении строителей не было даже примитивной техники, а только веревки, рычаги и неограниченная рабочая сила. Камень добывали и по соседству, и в каменоломнях пустыни. Обрабатывали его на месте, раскалывали на куски весом примерно по 5 тонн. При этом применяли твердые породы камня и клинья из твердых пород дерева. Затем кубические куски обрабатывали, а грани поверхности шлифовали. К месту строительства их перевозили на катках или сплавляли по реке на плотах. Для передвижения одного камня в упряжку впрягались несколько сот человек. Мощные рычаги также приводились в движение усилиями массы людей.

По твердой поверхности земли, по засохшей глине и камню передвигать крупные каменные блоки было сравнительно просто: под камень подкладывали катки, сам камень обвязывали прочнейшими веревками из сплетенных полос папируса; веревки тянули сотни людей. В качестве тягловой силы использовались также быки. По песчаному грунту тащить камни было труднее, поэтому приходилось ставить их на плоты и ждать ежегодного разлива Нила, чтобы перевезти тяжелый груз по воде. Для проведения работ по внутренней отделке храма строились специальные леса, для оформления интерьера широко использовали гипс, мел и глину.

Участие в строительстве пирамиды или храма имело для египтянина совершенно особое значение: через свой труд он вещественно, чувственно прикасался к фараону – земному богу. Это считалось важным как для отдельного человека, так и для благополучия народа.

В эпоху среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) фараоны, происходившие из Физ, сделали свой родной город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с традиционной формой пирамиды. К сожалению, большинство сооружений эпохи Среднего царства не сохранилось.

Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нем уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвященные богу солнца Амону-Ра – Карнакский и Луксорский.

Фараоны Нового царства не строили себе величественных гробниц. Участившиеся грабежи богатых гробниц заставили тщательно скрывать их местоположение. Гробницы царей отныне сооружали далеко в пустыне – Долине царей. Саркофаг с телом усопшего фараона замуровывали глубоко в скалу. Правда, и это не помогало: почти все захоронения фараонов, кроме гробницы Тутанхамона, были разграблены.

С воцарением Рамсеса II вновь укрепилось экономическое и политическое положение страны. Египет опять стал могущественнейшим государством Востока. Начался период подъема национальной культуры. К числу знаменитых творений, созданных во времена Рамсеса II, относится известный пещерный храм Абу-Симбел. В цельной скале строители воссоздали классический тип египетского храма. Его фасад обращен к Нилу. Перед храмом возвышаются четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Они олицетворяют беспредельную власть фараона над своими подданными и покоренными народами. Росписи стен и колонн храма изображают сцены битв. Образ фараона представлен во всех скульптурах и рельефах.

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.


5. Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно, первым шагом к созданию письменности была чеканка из меди образов и символов побед войска фараона: образы, упрощаясь и схематизируясь, превращались в систему иероглифических символов, совершенно не похожих на клинопись.

Письменность быстро развивалась; иероглифических знаков накопилось уже несколько сотен. Для письма египтяне использовали папирус – растение с широкими листьями, в изобилии произраставший на болотах вблизи Нила.

В более поздние времена свитки папируса вывозили в другие страны Древнего мира, например в Грецию.

6. Изобразительное искусство

С древнейших времен египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначались не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах.