Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 4 из 4)

В этом плане характерны портретные изображения самого Эхнатона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, властности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверенностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже кари­катуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркивались наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые, и даже интимные сюжеты. Фараон изобража­ется в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей.

Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изысканностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.

Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформатора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахетатон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.

Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанхамона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграбленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкрустациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Восхищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найдены сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.

В 14—11 вв. до н. э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвердить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гигантский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения — продемонстрировать могущество и силу власти. Фасад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-метровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прославляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса И.

Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рамзес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титани­ческие памятники Древнего царства.

В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные территории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строительство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пластики и живописи, произведения искусства все более стандартизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.

Позднее время

В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.

Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. X в. до н. э.), или саисских фараонов (VII в. до н. э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастер­ство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.

Литература

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий.

Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политических идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозно-этиологического объяснения возникавших перед человеком вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д.

Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при исполнении церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе. В мифах делается попытка объяснить круговорот природных циклов рассказом о смерти бога Озириса от рук его злого брата, бога Сета. Смерть Озириса и его воскресение с помощью жены, богини Изиды и сына бога Гора являются причиной угасания и возрождения природы. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра.

К официальной литературе относятся гимны в честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, «защищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны».

Вместе с тем надо отметить, что наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказ Амарнский период, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде» и др.

К области светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий. Военные походы и развитие торговых связей открывали новые страны перед неподвижным миром древней культуры. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реалистичны «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего путевые впечатления и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление фараона.

Музыка. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н. э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Наконец в 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность. В период правления македонской династии Птолемеев в культурном развитии страны наступает так называемая эпоха эллинизма, когда древнее наследие прошлого сливается с мощной волной влияния антично­сти.


Список литературы

1. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.

3. История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.

4. История Древнего Востока/Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.

5. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.

7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази­тельных искусств. М., 1958.


[1] История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.-С.87

[2] История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.-С.54

[3] Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази­тельных искусств. М., 1958.-С.59

[4] Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.-С.97