Смекни!
smekni.com

Костюм как средство коммуникации (стр. 3 из 6)

Не встречал никогда и нигде,

Ни в заморской стране, ни в восточной.

Н. Гумилев

Русскую статность и гордую осанку прекрасно подчеркивал силуэт костюма: слегка расклешенный книзу, с широкими рукавами. Все отделки и украшения были симметричными, что придавало устойчивость и спокойствию облику. Голову непременно венчал красивый головной убор, который всегда нес и социальную нагрузку.

Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, от тонких до самых грубых сортов. О национальных орнаментах говорить особо не приходится, поскольку до XVII- XVIII веков на Руси не было своего крупного ткацкого производства.

Парадные одежды в основном шили из бархата, затканного крупным золотым узором, а для иной одежды использовался атлас с золотой нитью. Чем действительно славилась Русь с давних пор - так это своими мехами. Россияне поставляли их во многие страны.

Средневековье

В моих строках и ты переживешь

Венцы тиранов и гербы вельмож.

В. Шекспир

Пока Византия мирно творила свои нравы, по западной территории павшей Римской империи деловито расселялись различные племена варваров. Германы заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии и Нидерландов. К VIII веку они наконец создали крупнейшее феодальное государство - королевство франков, которое достигло небывалого могущества во времена правления Карла Великого.

Вскоре, в IX веке, королевство франков распадается на три больших: Францию, Германию и Италию. Искусство эти королевств было противоречиво.

Противопоставлялись понятия мужской и женской красоты. Поэтому и костюмы "рыцарей" и "прекрасных дам" разделялись. Прежде всего реконструкции подвергся рыцарский костюм. Монолитную кольчугу разделили на отдельные части - латы, которые стали соединять с помощью крючков, пряжек и шарниров. Рукава решили делать съемными (они крепились при помощи тесьмы и шнуровки). Позже стали разрезать выкройки по линии талии, что обеспечило максимальное прилегание.

В средневековье росли города, развивалась торговля. Буржуазия почувствовала себя в силе и захотела заняться утверждением через костюм. Ну разве могло это понравиться дворянской элите? Филипп Красивый в 1294 году издает вердикт о роскоши, который запрещает носить меха горностая, золотые пояса и шелка женщинам, не дворянского происхождения.

Мужчина эпохи средневековья переодевался неоднократно. В империи Карла Великого носили длинные узкие штаны из двух половинок и по две туники одновременно. Знатному господину достался еще и плащ с драгоценной фибулой. Почувствовав себя со временем рыцарем, мужчина переоделся в более короткую и облегающую одежду - блио. Правда, с плащом все же не расстался. Блио дополняли узкие штаны-чулки, остроносые башмаки и маленькая шапочка, напоминающая колпачок с узкими полями. На мужском средневековом костюме сказалось появление феодальных гербов. Гербы эти делились на две-четыре разных по цвету части, что мгновенно было перенесено на одежду. Так появилась на свет знаменитая мода "мипарти", согласно которой отдельные части одежды окрашивали в контрастные цвета.

Женщины постепенно меняли туники на более облегающую одежду. В стремлении подчеркнуть фигуру они стали носить узкие короткие жилеты, которые поддерживали грудь и неплохо украшали весь костюм. Повальным увлечением были и шнуровки. Мода "мипарти" не обошла и слабый пол; "прекрасные дамы" шили платья из двух разноцветных половин (строго повторяя сочетания цветов в своем гербе). В верхней одежде фаворитом стал длинный плащ в виде мантии. Спереди он стягивался лентой с пряжкой. Полукруглая форма этого плаща позволяла образовываться многочисленным фалдам, ровно ниспадающим книзу. Женщины сбросили ненавистные покрывала и распустили волосы. Правда часть их сбривали, чтобы зрительно увеличить лоб. В ход пошли обручи, венки, ленты и прочие украшения. Неизменные успехом в эпоху готики пользовались и различные головные уборы, начиная от чепцов и кончая, высокими конусообразными сооружениями невиданных размеров.

Средневековая Русь была одета нарядно и броско. Большое влияние на моду того времени оказала Византия, связи с которой расширились после принятия россиянами христианства. Знатные мужчины носили синие плащи на красной подкладке, с золотым орнаментом. Кафтаны имели необычайно крупные, контрастные узоры, что придавало облику изрядный оптимизм. Шапки с меховой опушкой могли себе позволить все, только ширина и качество меха были разными. Очень красив был наряд русских воинов: на обычную одежду они надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, на голову - "шалом".

Для женского наряда очень характерен "убрус" - огромный полотняной платок, которым покрывали голову и плечи. Сверху принято было носить круглую шапочку с меховой опушкой. Верхний наряд знатных женщин по силуэту мало отличался от мужского, лишь орнамент был более сдержанным. Однако в простонародье различия в одежде сильного и слабого пола были очевидны: крестьяне издревле носили рубахи и порты (штаны из холщовой ткани).

Мода средневековья научила мужчин и женщин носить принципиально различные одежды.

Эпоха Возрождения

Надевай же платье ало,

И не тщись всю грудь закрыть,

Чтоб, ее увидев мало,

И о прочем рассудить.

В. Тредиаковский

Начиная с XV века Италия стала законодательницей моды в Европе. Постепенно уходила в прошлое мода готики. В начале XV века итальянцы еще носили одежду прилегающих силуэтов, но уже не столь утрированную. Основными элементами мужских костюмов были: полотняная рубашка и узкие штаны-чулки. Сверху набрасывали короткий широкий плащ с огромными рукавами и отправлялись на прогулку.

В XVI веке итальянец уже носил рубашку с рюшками, которая выглядывала из-под костюма повсюду: в вырезе горловины, в прорезях рукавов, на плечах и локтях, в застежке-шнуровке… С одной стороны, эта рубашка являлась нижней одеждой, а с другой - по-своему украшала и освежала костюм. Позже на одежде стали делать массу прорезей, в которых была видна другая ткань. Таким образом создавались интересные цветовые эффекты.

Итальянские женщины с удовольствием подчеркивали пышность своих форм с помощью объемных юбок, широких рукавов и глубоких вырезов на груди. Сочетание красных, синих и зеленых шелков с золотом парчи и ослепительной белизной нижней рубашки придавало итальянкам очень живописный вид. Венецианки проявили чрезмерный интерес к обуви. Их цокколи ("коровьи копытца") - башмаки на деревянной подставке - достигали высоты 55 см! Подошвы цокколей обтягивались тонкой кожей, бархатом с шикарной вышивкой. Постепенно культ роскоши и богатства стал характерной чертой итальянской моды эпохи Возрождения.

В конце XV века Испания предложила новый тип европейского костюма - каркасный (для мужчин и женщин). Гражданский костюм испанца простегивали с ватой, конским волосом и набивали сеном, опилками и прочими "изысками". Белые рюши на горловине рубашки не просто увеличили - из возвели в максимальную степень. Новое сооружение в виде огромного крахмального белого воротника получило название фреза и заставило испанцев держать голову более чем высоко. Сия роскошь стоила так дорого, что по цене порой превосходила весь костюм. Ноги мужчины обтягивали трико, а наверх надевали короткие шарообразные штаны. На плечи набрасывали короткий свободный плащ.

Несладко приходилось испанкам. Они были вынуждены таскать на себе юбки с металлическими и деревянными обручами. Таким образом все индивидуальные особенности фигуры доводились до общепринятого стандарта. Костюм закрывал фигуру очень высоко, а чтоб не было видно признаков женственности, грудь туго забинтовывали. Девочкам перевязывали грудь с помощью свинцовых пластин. По эстетическим понятиям этой страны идеальной считалась только худая и стройная женская фигура. Отсюда и чрезмерно суженный лиф, и обтянутые бедра. Лишь крестьянкам в этом смысле жилось вольготно: единственной узкой деталью их одежды был корсет. Но как бы ни была жестока мода испанской знати, под ее влиянием формировались дворянские костюмы всей Европы вплоть до начала XX века.

Французы на основе испанского и итальянского костюмов создали свой, имеющий узкий лиф с глубоким вырезом и пышную юбку на каркасе. Мужчины были не столь привередливы и в целом повторили костюм испанцев, придав ему больше изящества.

Германия жила своей жизнью. Там еще долго оставались в употреблении старые средневековые фасоны. Единственное, что нашло отзвук в сердце немцев, так это уже знакомая нам форма ландскнехтов - крайне вычурная, пестрая и кричащая. Солдаты прорезали одежду в местах коленных и локтевых сгибов для большей свободы движения, а вслед за ними и все германские щеголи использовали прорези для декорирования своих костюмов. В почете по-прежнему была и мода "мипарти".

В XVI веке одежда англичан отличалась чрезмерной роскошью и вычурностью. Здесь использовались одновременно восточные ткани и русские меха, венецианский бархат и индийский ситец, испанские, немецкие и английские фасоны одежды. Лишь горожане и буржуазия, предпочитая спокойные, уравновешенные пропорции, добротные и неброские ткани, выращивали в своей среде то, что впоследствии назовется английским национальным вкусом.

Мода XVIIвека

…по рангу всем даны различные оковы,

Кому из золота, кому из чугуна.

М. Ренье "Придворная жизнь"

Россия "прорубило окно в Европу" и сменила тяжелые и громоздкие боярские одежды на европейское платье. Сбривались бороды, обрезались полы у длинных одежд и натягивались бархатные камзолы.

Целью искусства стало прежде всего ослепительное зрелище. Человек просто утопал в знаках отличия и атрибутах, он стремился покорить окружающих всем - начиная от роскоши узорных тканей и драгоценностей и заканчивая тяжелым париком и властным взором.