Смекни!
smekni.com

Красота как сущность искусства (стр. 1 из 4)

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Факультет дистанционных технологий

Реферат

Красота как сущность истории

Выполнил студент гр.

Д.О.l

2007


Оглавление

Введение. 3

Основная часть. 6

Происхождение искусства. 6

Функции искусства. 9

Определения искусства. 10

Определения красоты.. 12

Искусство и красота. 16

Заключение. 19

Источники. 21


“красота в природе — это прекрасная вещь; красота в искусстве прекрасное представление о вещи”http://www.philosophy.ru/iphras/library/a_p/ - _edn4.

Кант И. Критика способности суждения”.

Введение

Искусство говорит, говорит голосами художников, искусствоведов и других его служителей.

Что же является сущностью искусства? Многие деятели искусства считают этот вопрос неуместным, полагая, что на вопрос о сущности искусства те, кто его практикует, дают ответ самим результатом своей деятельности. Конечно, если представлять искусство как некое трансцендентное тело или пространство со своими границами, постановка вопроса о том, что прячется за этими границами, выглядит как посягательство на святые права вещи в себе. Впрочем, самая взыскательная стыдливость не обязательно требует категорического отказа отвечать на этот вопрос, ее вполне могут устроить уклончивые, метафорические, апофатические высказывания.

Разве не является искусственное антонимом естественного? И разве человек изобретает свои искусства не для того, чтобы отделиться от природы? Все занятия человека/искусства и служат различным насущным потребностям. Этих потребностей не меньше, чем аспектов человеческого феномена, ведь кроме homo sapiens называют еще homo faber, а также homo ludens, amans, moralis, zoon politicon и т. д. Искусство как таковое, не соответствуя целиком ни одному из аспектов, не обслуживая ни одной из отдельных потребностей, является своего рода спортом. Можно сказать, искусство – это упражнение в человечности.

Вот некоторые мнения о том, что такое сущность искусства [12]:

- Искусство, которое принято считать высоким или серьезным искусством, создается для коллекционирования – и этим отличается от всех прочих продуктов человеческой деятельности, производящихся для потребления. Коллекция искусства образует пространство социальной памяти, одновременно делая наглядным пространство власти, внутри которого мы все живем. Прежде это было иерархизированное пространство храма или дворца. Сегодня это деиерархизированное, энтропизированное, нейтрализованное пространство современной плюралистической демократии, которая также представляет собой коллекцию различных политических позиций. При этом каждое отдельное произведение искусства реализует в себе самом пространство своего коллекционирования: отсюда нейтральное, "нулевое" пространство современного искусства отличается от иерархически структурированного пространства искусства прошлого.

- Начиная с палеолитических Венер и кончая эротической серией Кунса, искусство всегда было занято одним: оно непрерывно расширяло свои функции и творило новые сущности, сообразуясь с задачами, которые ставили ему, с одной стороны, всякое ощущение, а с другой стороны – социум и его институции. Такова историческая практика искусства. В этом смысле делать искусство – значит, блуждать в кругу возбудителей, о которых художнику известно главным образом то, что он осознает их более или менее. В соответствии с этой точкой зрения произведения искусства можно различать по характеру и степени их замутнения теми или иными возбудителями: религией, философией, идеологией, социокультурными теориями, дизайном... Вся история так называемого большого искусства есть история такого замутнения. Искусство – очевидно ненужно (бесполезно). Вместе с тем наделение этой ненужности какими бы то ни было чертами системности разрушает ненужность и переводит ее в сферу обычного функционирования искусства. Ненужно то, что избегает всякого приведения к единству. В соответствии с этим взглядом мы не сможем найти в истории искусства случай отчетливо ненужного стиля или творчества, а только отдельные ненужные акты или даже намеки на подобные акты. Эти намеки непрерывно различимы в толще искусства – от некоторых наскальных изображений до рисунках на стенах наших общественных туалетов.

Искусство – это "необходимая бесполезность", "неотменимая иллюзия", "высший инстинкт".

- Из всего многообразия отобрать верное – непросто, необходимо большое напряжение, автоматически переходящее в объект искусства. А тот, кто готов к напряжению (в любом виде деятельности), готов и к восприятию искусства.

- Искусство дает нам образ очередной неизвестной комнаты, снимает страх и называет предметы и явления этого незнакомого пространства. Искусство – это наше зрение в ночи, высвечивание и вслушивание, наш инструментарий, как ультразвук у летучей мыши. Мы постоянно двигаемся и ощупываем дорогу, ощущая слабый свет впереди. Может быть, мы слепоглухонемые в этом мире, и искусство компенсирует своими органами нашу драму? или сам мир есть только образ?

- сущность искусства – это волевое усилие по формированию стиля жизни и образа мышления своей эпохи.

- сущность искусства – в поиске Идеала. Сформулировать Идеал невозможно, поэтому то, чем занимается искусство, – это, скорее, расстановка ориентиров на пути к нему.

- сущность искусства – это опознание времени в визуальных образах, это расчленение времени, попытка его остановить, это безнадежная и ироническая схватка со смертью вообще и с личной смертью в частности.

- покуда свет светит – тьма не объемлет его, и искусство высвечивает ближайшие закоулки.

- сущность искусства сегодня – это уничтожение границ искусства, погружение в реальность. Художник может существовать сегодня где угодно, только не на территории искусства. Он должен искать рычаги прямого воздействия на политику, экономику, науку, должен пытаться заслужить любовь пространства, в котором существует, преодолевая дикое сопротивление земли

- сущность искусства: новая степень познания – через свободу от запрета – и любовь. Мера свободы, то есть провокация, границу свободы определяющая. А с другой стороны – отказ от свободы, абсолютная несвобода – любовь.

Вся история искусства – это история романов человечества: то с античностью, то с Богом, а в нашем веке – всепоглощающая страсть к себе и, как открытие, жизнь без любви.

Основная часть

Происхождение искусства

Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил красками, и другие люди поняли его монолог.

Человек взялся за кисть потому, что не мог сказать то, что хотел, другим способом. Так родилось искусство.

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.