Смекни!
smekni.com

Культура западноевропейского Средневековья (стр. 3 из 4)

Развитие литургической драмы продолжалось на протяжении двухсот лет. Поначалу в качестве костюмов использовались церковные облачения, а существующие архитектурные детали церквей – как декорации, но впоследствии были изобретены специальные костюмы и детали оформления сценических действий. Литургическая драма, как одно из самых важных зрелищных действий, позволяла неграмотному народу изучать библейские сюжеты. Эти пьесы назывались различно – пассины (страсти) и миракли (чудеса). Пьесы были аллегоричными, и их основная цель была – драматизация спасения рода человеческого.

В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают театрализованные представления. Это, прежде всего фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, миракли, где изображение сатирических бытовых картин перемежалось с чудесным вмешательством святого и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты. Они показывались не в церквях, и даже не на церковной паперти, а на городской площади – известно, что заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились мистерии под контролем церкви. Известно три основные формы проведения мистерии. Во-первых, мимо зрителей могли проезжать телеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии. Во-вторых, мистрия могла показываться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле – в центре круга, образованного этим помостом. И, в-третьих, на прямоугольном помосте, в этом случае на нем устанавливались декорации в виде беседки, которая изображала нужный объект; если по ее виду нельзя было понять, что это такое, на ней вывешивалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.д. Во время представлений использовались многочисленные сценические эффекты. Текст мистерий часто импровизировался. Поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере спектакля в целом. В 1548г. во Франции мистерии были запрещены – из-за сильного критического элемента в них.[с.445, 4]

Музыка

Музыку в средние века рассматривали, прежде всего, как науку, как познание. Музыку делили на «мировую» и «человеческую». Последняя могла быть «теоретической и практической», то есть музыкой, в собственном смысле слова. Что же касается «теоретической» музыки, то она, связанная с познанием мира «мировой музыки, представляла собой не что иное, как философию математики. [с.127, 13]

Как и ранее, музыка в западноевропейском Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XII веке в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Архитектура и строительство

В архитектуре Западной Европы в Средневековье господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический – с XII века.

Основой романского синтеза явилась культовая архитектура, объединившая художественно-идеологические, функциональные и конструктивные принципы в единое целое. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь, в ней с наибольшей полнотой выразился дух эпохи. В этом сказалась вся совокупность духовной и материальной жизни Западной Европы романского времени, где церковь была главной идеологической силой, а культурным центром с умело налаженным хозяйством, располагавшим необходимым для строительства силами и средствами, был монастырь. Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа храм. В основе лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.[с.246, 8]

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «Французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики – вторая половина XII и XIIIвек – совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии.

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, возникла как результат их равнодействующей. Ни одно явление того времени, как бы значительно оно ни было, будь то «коммунальные революции» или борьба за упрочение центральной власти, папская теория, схоластика или рыцарская культура, массовые движения, изменение пространственных представлений или рост строительного мастерства, не может по отдельности объяснить происхождение и развитие готики. Готика зародилась во владениях французских королей. И государи других стран – Англии, Испании, Чехии – внедряли готику как символ христианской монархии.

Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях – связь с рыцарской культурой. Сущность готики – в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Это балансирование на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту, захватывающую пронзительность. В единстве противоположностей, в многозначности готического феномена и следует искать причину противоречивости оценок, которых удостаивалась готика на протяжении веков.[с.447, 4]


Изобразительное искусство

В средневековой культуре отношение к искусству было сложным и противоречивым. На какое-то время искусству вообще не уделялось никакой роли в христианской культуре, затем монахи нашли его значение как Библии для неграмотных. Искусство было призвано сюжеты библейские иллюстрировать, растолковывать.

По своей сути искусство не может играть только прикладную роль, и к V в. сформировалось новое понимание искусства — создание и отражение внутреннего духовного пространства человека, мира и Бога. Его прикладные цели, такие, как приобщение человека к Богу, к духовным таинствам, в искусстве остались, но основной стало создание нового пространства. В Византии возникли иконописные школы. Именно там более всего разрабатывали это «пространство», оно сохранилось до сих пор в православных иконах. Реалистическое изображение с четким копированием трехмерного пространства не удовлетворяло новым запросам художников. Иное пространство, иной мир, мир духовных сущностей, должен быть повернутым к человеку. Вывернутость свойственна средневековой культуре Западной Европы во всех ее проявлениях.

К изогнутым и ломаным пространствам, отражающим многомерность духовного бытия, придут только в XX в., почти через два тысячелетия, авангардисты, но осознанного шага к преломлению пространства таким образом, чтобы показать четырехмерность и вообще многомерность пространств, они так и не сделают. Именно поэтому так устойчивы каноны иконописи в православной церкви.

Девизом нового христианского искусства стали слова Августина, который провозгласил ее главную цель: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя».

Христианский храм — это место, куда входил верующий и где соединялся в молитве с другими людьми и Богом. И именно внутреннее убранство говорило человеку о духовном откровении, о внутреннем диалоге человека и Бога, именно там перед человеком раскрывался весь духовный мир. Поэтому средневековое искусство так символично. Образы духовного мира — образы неизобразимые, подвластные только внутреннему созерцанию, но раскрыть смысл которых можно через символ. В одном образе соединяется несоединимое. Вся глубина символа скрыта в этой полярности и одновременно множественности. [с.131, 10]

Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски. Использовали восковую темперу. Палитра романского фрескиста была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священного текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного канона – по отношению к росписи романского храма, скорее, можно говорить лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи центральной аспиды. Здесь помещали изображение Христа во славе, реже – фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апостолы, святые, аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиографические сцены, они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене храма, если она была свободна от эмпор, возникала картина Страшного суда, но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней, цокольной зоне живописали платы. Она служила иногда прибежищем гротескных и фантастических фигур. [с.126, 13]