Смекни!
smekni.com

Культура Западной Европы (стр. 2 из 2)

В отличие от голландцев немецкие художники эпохи Возрождения переняли у итальянских мастеров учение о пропорциях, однако по-прежнему были больше сосредоточены на передаче мельчайших деталей. Если итальянцы рисовали некий идеальный образ, то немецкие живописцы стремились как можно точнее передать окружающую действительность. Огромное значение для развития германского искусства сыграло появление гравюры.

Первым в технике гравюры начал работать Мартин Шонгауэр, который превратил ее из дешевой и потому доступной замены картины в высокое искусство. Считается, что Шонга-уэр был учеником Рогира ван дер Вейдена, однако каких-либо доказательств этой версии не существует. Среди работ Мартина Шонгауэра, созданных под сильным готическим влиянием, наиболее известны «Искушение святого Антония» и гравюры «Большое несение креста».

Подлинный расцвет искусства немецкого Ренессанса связан с именем Альбрехта Дюрера. Работая как в технике гравюры, так и красками, великий художник из Нюрнберга занимался научными изысканиями и оставил после себя 3 трактата: «Руководство к изменению, «Наставление к укреплению городов» и «Четыре книги о пропорциях». Дюрер придавал огромное значение теории живописи, разработал собственное учение о пропорциях человеческого тела и уделял большое внимание линейной перспективе. В молодости он дважды посещал Италию, несколько лет жил и работал в Венеции, а в зрелые годы совершил поездку в Нидерланды. Среди его работ в технике гравюры наиболее выделяются серии «Апокалипсис», «Большие страсти» и «Малые страсти». В 1516 году по заказу императора Максимилиана Дюрер выполнил гигантскую 3-метровую гравюру «Триумфальная арка». В нюрнбергской мастерской Альбрехта Дюрера работали три брата гравера — анс, Бартель и Георг Бехемы, которые специализировались в жанре миниатюры на меди и объединились в группу

«Малых мастеров». Работая в его мастерской, эти три графика прославились виртуозными миниатюрными гравюрами на меди. В 1525 году по религиозным причинам, несмотря на заступничество Дюрера, группа была ненадолго изгнана из Нюрнберга. Позднее Ганс Бехем, наиболее выдающийся гравер из братьев, переехал во Франкфурт-на-Майне. Он является автором 252 гравюр, наиболее известная из которых — «Крестьянский праздник» (1537).

Полной противоположностью Дюреру был другой великий мастер немецкого Возрождения — Матиас Грюневальд, придворный живописец архиепископа Майнца. К сожалению, история не сохранила каких-либо подробных биографических сведений об этом художнике. Его картины, выполненные более в стиле готики, чем Ренессанса, наполнены страстью и каким-то невыразимым страданием. Мрачные образы Грюневальда откровенно уродливы и гиперреалистичны. Здесь нет и тени той прелести и красоты мира, которую всеми силами стремился передать Дюрер. Кисти Грюневальда принадлежат полотна «Поругание Христа» и «Распятие».

Творчество художника-новатора Кранаха Лукаса Старшего оказалось разделенным между двумя стилями. В молодости мастер писал картины в духе Возрождения, но уже с начала 20-х годов XVI века начал работать в стиле маньеризма. Он первым из немецких художников обратился к античной мифологии, написав обнаженных «Венеру и Амура» (1509) и «Нимфу источника» (1518). В дальнейшем Кранах Старший неоднократно возвращался к обнаженной натуре и мифологическим сюжетам. Также он был первым в Германии, кто начал писать портреты в полный рост. Кранах Лукас Старший был личным другом Мартина Лютера и долгое время жил в Виттенберге.

4. Искусство Маньеризма

Само понятие «маньеризм», происходящее от слова «манера», означает сознательный поиск определенного стиля и следование ему. Каждый художник этого направления обладал неповторимой манерой, но всех их объединяли смелые и целенаправленные творческие искания. Отныне самостоятельное, самобытное творчество стало выше подражания старым мастерам. Результаты этих поисков проявляются как в полотнах, так и в многочисленных трактатах о теории живописи.

Одним из первых маньеристов был голландский мастер Иероним Босх, который резко разорвал с предшествовавшей ему художественной традицией и начал писать в совершенно оригинальном стиле. Фантастические образы, застывшие на его полотнах, поражают воображение своей нереальностью и непохожестью на что-либо, существовавшее ранее. Благодаря удачному браку, Босх получил полную материальную независимость, а вместе с ней — и свободу творчества. Художник смело мешает человеческую плоть с рыбьей чешуей, перьями птиц, частями тел животных, органическое с неорганическим, рисуя невиданные персонажи, смешные и страшные одновременно. Наиболее известные картины Босха — «Корабль дураков» (1490), триптих «Сад земных наслаждений», «Рай», «Ад» (1503—1504), «Поклонение волхвов» (1510).

Последователем Босха был Питер Брейгель Старший, величайший голландский художник XVI века. Он принадлежал к школе романистов — последователей итальянского маньеризма, которая сложилась в Нидерландах около 1530 года. Однако в отличие от своих предшественников, Брейгель намеренно отказался от подражания итальянским мастерам и выработал собственный самобытный стиль. Главной темой его творчества стала жизнь простых голландцев, разворачивавшаяся на фоне великолепно выполненных местных пейзажей. Таковы полотна «Битва Масленицы и Поста» (1559), «Охотники на снегу» (1565), «Крестьянский танец» (1566). Лучшим шедевром кисти Брейгеля считается картина «Слепые», написанная в 1568 году.

Как стиль живописи маньеризм окончательно оформился в Италии около 1520 года. Одним из первых итальянских маньеристов считается пармский художник Антонио Корреджо. Его кисти принадлежат росписи купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, фреска «Вознесение Марии» в Пармском соборе, полотна «Ночь» (1530), «Антиопа» (1523—1525).

Под влиянием Корреджо в Парме сложился наиболее известный итальянский мастер, работавший в этом направлении — Франческо Пармиджанино. Его стиль отличали легкость линий, непропорционально удлиненные человеческие тела с маленькими изящными головками на тонких шеях. Композиции картин Пармиджанино всегда экстравагантны и виртуозны. Это «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1522— 1524), «Антея» (1534—1535), «Мадонна с длинной шеей» (1534-1540).

Ярким представителем итальянского маньеризма был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Ему также свойственны удлиненные пропорции человеческих фигур, маленькие головы и изощренность поз. Кроме великолепных статуй Персея, бюста герцога Медичи и солонки Франциска I, Челлини оставил потомкам захватывающие мемуары, повествующие о его жизни, полной скитаний и приключений.

Венеция довольно долго оставалась последним бастионом Ренессанса, но в конце концов и она попала под обаяние легкого и изящного стиля итальянского маньеризма. В середине 30-х годов XVI века молодой художник Якопо Тинторетто покинул мастерскую Тициана, не желая подчиняться диктату учителя, и стал первым венецианским художником-маньеристом. Его полотна отличает нарочитая асимметричность композиции, драматическое напряжение, удлиненные тела. Наиболее известны полотна: «Чудо святого Марка» (1548), «Спасение Арсинои» (1555—1560), фреска «Тайная вечеря» в церкви Сан-Тровазо (1566).

Пожалуй, самым оригинальным итальянским маньеристом был миланский живописец Джузеппе Арчимбольдо, служивший придворным художником у германских императоров. Арчимбольдо писал портреты, составляя лица людей из неодушевленных предметов. Так, картина «Зима» представляет собой изображение профиля человека в виде проросшей коряги, а на портрете Рудольфа II лицо императора изображено при помощи сочетания различных овощей и фруктов.

С маньеризмом связано и такое самобытное явление испанской культуры XVI века как творчество художника Эль Греко. Настоящее имя живописца — Доменико Теотокопули, он родился на Крите, чем и объясняется его псевдоним. В молодости Эль Греко учился в Венеции у Тициана и Тинторетто, однако за годы работы в Испании выработал свой стиль, который делает его не похожим ни на одного художника XVI века. Он смело рвал все мыслимые традиции изобразительного искусства, создавая полотна и фрески небывалой цветовой гаммы и эмоционального напряжения, заполненные угловатыми удлиненными фигурами. Его исполненные трагизма картины «Вид Толедо» (1610—1614), «Моление о чаше» (1605—1610), «Снятие пятой печати» (1610—1614) шокировали зрителей. Эль Греко не пришелся ко двору Филиппа II, его часто не понимали современники, а после смерти художник был полностью забыт на два столетия. И заново «открыт» только в XIX веке.