Смекни!
smekni.com

"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов (стр. 4 из 6)

Женская мода этого периода являлась воплощением стиля «прекрасной эпохи». Основу женского силуэта составил идеальный образ женщины той эпохи – женщины, которой чужды земные тревоги, каждодневность, заботы быта. В эту эпоху в моду входят платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Талия затягивалась на 42–45 см, таким образом, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников. Наряд должен быть элегантным и строгим, поэтому так называемые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, бантики, вышивки, цветочки – считались проявлением дурного вкуса. Мода этого периода не любила прямых линий, углов, прямых окончаний. Актуальны были формы, напоминающие цветок или крылья насекомых – они прослеживаются и в форме рукава, и в формах головных уборов.

Женский силуэт удлинялся треном, за счет чего женщина выглядела выше, чем она была на самом деле; а подчеркнуто узкая талия создавала элегантный, невесомый силуэт, подчеркивавший грудь, бедра и воздушное сложение женщины в целом. Но наряд ни в коем случае не должен был быть скучным или обычным, требовалась оригинальность, изюминка – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, длинные, в несколько ярусов бусы, ассиметричный вырез, в моде были приглушенные холодные тона, матовость жемчуга и сдержанность аксессуаров.

Для того чтобы выглядеть роскошно, денег уже было недостаточно – нужны были оригинальность и безукоризненный вкус. Оказалось, что Вера Холодная обладает тем самым «природным вкусом» – утонченным и оригинальным. Она сама придумывает себе фасоны платьев, подбирает отделку, ткани и аксессуары, сама украшает шляпки, вышивку корсажа, декорирует голову круглым тюрбаном. Вера Холодная была не просто потрясающе красива, она была необыкновенно обаятельной и киногеничной. Камера лишь усиливала красоту и гармонию актрисы. Состояние зала после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал «Фигаро» писал: «В Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен? Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая все на пути»[20] В Москве в одном из кинотеатров перед фильмом с участием Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили. Такова была сила ее популярности.

Верой Холодной восторгались и восторгаются многие: поэты, режиссеры, актеры. Ей посвящали стихи и романсы. Александр Вертинский посвятил Вере Холодной песни «Маленький креольчик», «Лиловый негр» и одно из самых известных своих стихотворений – Ваши пальцы пахнут ладаном»:

Ваши пальцы пахнут ладаном

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо Вам,

Ничего теперь не жаль.[21]

Вне всякого сомнения, Вера холодная оказало огромное влияние, как на моду, так и на формирование целостного женского образа. Ведь ею восхищались, и хотели быть похожей, именно на нее, неповторимую «королеву экрана». У Веры Холодной был выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и часто стриженные. И женщины начали носить стрижки, пока еще не совсем короткие, но волосы уже стали открывать шею. И эта шея была роскошной. Подобно, звездам экрана, девушки стали носить украшения из страусиных перьев, приобретших в ту пору большую популярность.

Каждая эпоха создает свой тип женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В них была какая-то загадочность, двойственность. Может быть, зрителя привлекала именно эта таинственность в образе актрисы, её талант или красота? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Она была прекрасна, как актриса и как женщина. Безусловно, она была очень талантлива, трудно оценить драматический дар актрисы, но она, несомненно, сделалась для своего времени воплощением женской красоты.

Еще неосознанно стало складываться то отношение к актерам кинематографа, которое скоро превратится в культ «звезд», недаром и публика и рецензенты впоследствии называли Холодную «королевой экрана». Но откровения живописи и литературные описания лишь приближали к еще не сказанному «последнему слову». Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая, открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость «образа истерзанной души» и создала славу Веры Холодной. И, может быть, секрет её славы таился «в том угарном, мрачном духе времени, который был создан грабительской империалистической войной. «Мелкобуржуазная публика, изверившись в наступлении лучших времён, ринулась во власть сладкого дурмана»[22], она обманывала себя иллюзиями, дешёвыми идеалами «красоты»… Образ женщины, созданный Верой Холодной, соответствовал этим идеалам и тешил эти иллюзии.

Мещанская публика возвела Веру Холодную на престол «королевы экрана» и, преклоняясь ей, отвлекалась от мучительных событий современности. Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль, сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Созданный ею образ близок по духу зрителю, именно поэтому она была так близка и понятна зрителю. Вера Холодная – это идеальное воплощение непреходящей женственности. Именно это заставляет нас, людей сегодняшних, принимать её и восхищаться ею.

Её не стало 17 февраля 1919 года, в городе Одесса. Ранняя смерть в возрасте 26 лет, придала её образу легендарность и трагичность. Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной. Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном таланте, называя Веру «Ермоловой кино». Сам Станиславский пророчил ей успех на сцене, на что Холодная любила повторять: «Лучше быть первой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме»[23]. О ней снимались фильмы при ее жизни – фильм Харитонова «Тернистый путь славы» 1918 года. И после ее смерти «Раба любви» – фильм Н. Михалкова 1976 года. В 2003 году в Одессе, возле дома, где жила Вера Холодная, установлен памятник.

В 1910-х годах женская мода менялась особенно стремительно, но созданный образ роковой женщины-вамп, пропитанный декадентством, стал главным типом женской красоты начала ХХ столетия, а ее главным воплощением и идеалом стала Вера Холодная.

2.2 Иван Мозжухин и мужская мода 1910-х годов

Мужская одежда рубежа XIX–XX веков исследована довольно мало, но авторы существующих работ описывают ее изменения. В 1880-е годы хорошо одетый мужчина располагал гардеробом, где имелись отдельные комплекты вещей на все случаи жизни. В 1910 году хорошо одетый мужчина носил готовое платье, купленное в магазине мужской одежды или универмаге. Его гардероб мог состоять исключительно из пиджачных пар и троек. Глядя в зеркало, мужчина сопоставлял себя с крепко сложенными серьезными мужчинами, которых он видел в черно-белых фильмах. Как и женщины-актрисы, мужчины оставались первыми законодателями мод, на них смотрели, ими восхищались, на них хотели быть похожими. Одним из кумиров публики был актер Иван Мозжухин (1889˗1939). Он обладал необычайным талантом, а его лицо было одним из самых ярких и притягательных лиц немого кинематографа. Его образ становится легендарным. Увидев однажды его взгляд, зритель уже не мог его позабыть. О мозжухинских глазах слагали легенды. Мужчины и женщины, кухарки и критики, все признавали их магическую глубину и притягательность. Эти глаза могли выразить любые чувства: полное отчаянье, гнев, радость, муки любви, легкую досаду, недосказанность. Этот человек как будто знал наперед свою судьбу. А может, строил жизнь по собственному сценарию. Но уж точно был уверен, что его будут помнить и через сто лет, иначе не собирал бы всю жизнь и не возил бы с собой все свои письма, черновики и квитанции – целый архив для потомков.

Мозжухин не имел постоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Он одинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочных гиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупных реалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создать психологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуаре занимали экранизации русской литературной классики – от Пушкина до Чехова. В русском кинематографе начала ХХ века Мозжухин играет разные характеры, разные судьбы. Его амплуа разнообразны, простые роли в слезливых мелодрамах сменяются сложными психологическими портретами. Постепенно перед зрителем складывается единый образ героя, над которым довлеет рок. Слава пришла не сразу. Ему исполнилось 20 лет, когда он дебютировал в кино. До этого были пензенская гимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. И короткий, период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославился бы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений. Но «нашел» он себя в кино. Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позже стали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколько большеносый и в жизни совсем не видный, на экране он и без грима поражал яркой мужской красотой, статью, обаянием. Он всегда был хорош, одет, элегантен. Несомненно, он оказывал влияние на зрителя. Он обладал талантом гениального актера. Им восхищались, хотели быть похожим на него, выглядеть так же достойно. Актеры-мужчины имели не меньшее влияние на моду. Все они диктовали «стиль жизни» с экранов, несмотря на то, что мужская мода рассматриваемого периода не отличалась разнообразием и подчинялась строгому регламенту. В гардеробе мужчины был вечерний мужской костюм, который состоял из черного фрака, белого крахмального жилета, белой крахмальной сорочки и белой бабочки. Для менее торжественных случаев жилетка могла быть и черной, но бабочка всегда бывала белой. В 1910-е гг. в России входят в обиход пришедшие из Англии смокинги, носить которые полагалось с черной бабочкой.