Смекни!
smekni.com

Гжельская керамика (стр. 2 из 2)

Хуже приходилось крестьянам, везущим из-под Бронниц – за 25-30 километров по непролазной грязи на базар капусту, свёклу, морковь, лук, яблоки и картофель. Редко кому удавалось продать в сельской местности этот дешёвый товар. Многие на обратном пути, отчаявшись, отдавали в ближайший трактир или чайную за бутылку водки добрую половину привезённого. (Комментарий «Речицкого Народа»: Давно не проходят уже на Успение, Покров и перед рождественским постом эти ярмарки. Даже полустихийный рынок в Ново-Харитонове не может заменить их, а тем более дать такую радость, с какой вспоминают их старожилы. Многие из них говорили, что это были лучшие дни в их жизни). Почти полное отсутствие медицинской помощи населению способствовало деятельности множества невежественных лекарей, всяких бабок, знахарей, наговорщиков, наговорщиков которые «лечили» от всех болезней. Но от их знахарства количество болезней не сокращалось, а ещё больше увеличивалось. Однако уездные власти и хозяев это мало трогало.

Социальные проблемы Гжели

Население фактически было лишено медицинской помощи. Одна земская госпитальная койка приходилась на 2751 человек. В 1898 году в докладе комиссии уездной земской управы на Бронницком очередном уездном собрании о Речицком участке говорили следующее:

«Из особенностей, характеризующих Речицкий участок, следует отметить чрезвычайное распространение лёгочной чахотки среди крестьян Гжельского района, занятых чуть не поголовно глинянно-фарфоровым производством; уже теперь туберкулё угрожает населению постепенным вымиранием. Рано или поздно здесь должен возникнуть вопрос об устройстве приюта или санатория для лёгочных больных, но и теперь уже необходимо обратить особое внимание на санитарное неблагоустройство фарфоровых заведений, работающих до сих пор первобытными способами и не принимающих по своему почину никаких мер к улучшению положения рабочих и к уменьшению вредных влияний этого производства на здоровье населения».

Возрождение промысла с начала ХХ века по настоящее время

В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика". Противоречиво по своему характеру творчество гжельских мастеров в ту пору. Они подражали фабричным образцам прошлого и создавали простейшие по формам изделия. Роспись носила случайный характер: на голубом или зеленом фоне писали виноград или розы в виде «картошки». Нередко узоры срисовывали с открыток. Возрождение традиционных приемов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом «освоения старой Гжели» и связывают его с именами замечательной художницы Н.И. Бессарабовой и крупного ученого, знатока керамики А.Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении. Н.И. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями», когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темно-синего до светло-голубого, почти белого.

Сама Н.И. Бессарабова создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на 4-е ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы (кое-где видны цветы, над ними порхают бабочки и стрекозы, стройные деревья раскинули свою пышную листву), пользуются разнообразные традиционные приемы (узор то сплошь заполняет белый фон, то гибкой лентой оплетал изделие, подчеркивая его объем, цвет кобальта от интенсивно-синего до светло-голубого словно насквозь пропитывал черепок, еще ярче выделяя его белизну). В росписи все подчинено строгому ритмичному повороту отдельных изображений. Несколько дробная манера письма вполне отвечает небольшому размеру вещи.

Давно не работает на помысле Н.И. Бессарабова, а созданные ею формы изделий до сих пор не сняты с производства. Мастера Гжели любят их расписывать. Но, пожалуй, удачнее всего это получается у лучшей ученицы Натальи Ивановны – Т.С. Дунашовой. Она быстро наносит узор на выпуклую поверхность изделия без предварительного рисунка. Больше всего Т.С. Дунашова любит писать цветы. Ее называют мастером « цветочной росписи», и, пожалуй, в этом ей нет равных. Художница никогда не повторяет свои цветочные композиции, а творит процессе работы, бесконечно варьируя изображения. Под ее кистью на поверхности сосудов словно расцветают пышные розы, стройные лилии, бесхитростные полевые васильки, колокольчики.

Творчество мастеров современной Гжели – это новая страница в истории промысла. В утверждении и развитии своеобразного стиля народного фарфора художники опирались на давние традиции гончарного искусства. Пройдет время, и то, что создано сегодня, в свою очередь, станет творческим наследием для будущих поколений гжельцев.

Технология производства фарфора Гжели

По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий.

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.

Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.


Литература

1. Народная художественная культура Учебник под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю..-М.: МГУКИ,2000.-344 с. (стр.292-297)

2.Журнал «Народное Творчество» №3, 2005 год. автор статьи Нина Мухотина «Приезжайте учиться в Гжель» (стр. 54-58)

3. Библиотека 5баллов.ru

4. «Гжель и гжельцы» авторы: С.В. Гамелкин, М.К. Капитаниздательство московский рабочий 1989.-437с. (стр.134-146)