Смекни!
smekni.com

Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения (стр. 4 из 4)

Первым архитектором библиотек в XVI в. были Микеланджело Буонаротти и Якопо Сансовино (Татти). Сансовино спроектировал очень красивое здание для библиотеки св. Марка в Венеции (1436), а великий Микеланджело – великолепную библиотеку Лауренциану во Флоренции (1559). Они же определили основные функциональные требования к подобным сооружениям: библиотека должна стоять на открытом, общедоступном месте, главное в ней – большой зал, занимающий почти все здание. Остальное пространство отведено под лестницу и портик. Желательно, чтобы зал представлял собой удлиненный прямоугольник и был снабжен рядами окон с обеих длинных сторон.

В эпоху раннего Возрождения наиболее распространенной была пультовая система размещения книг. Книги прикрепляли к пультам цепями. Это зал размером 40×12 шагов с 19 окнами вдоль длинных стен; в нем 28 пультов с книгами. Те, которые разрешалось выдавать на дом, стояли в шкафах в смежной комнате. Подобная система была пригодна до тех пор, пока фонды были невелики. Но по мере роста фондов она уступила место другой, рассчитанной на более удобный доступ к книгам.

Вместе с тем уже во второй половине XVI в. в большинстве библиотек вместо пультов начали ставить вдоль стен книжные шкафы или многоэтажные полки-стеллажи. Читателям оставались середина зала и ниши рядом с окнами. В те времена во дворцах знати стали устраивать библиотечные залы, оформленные в стиле барокко и рассчитанные не столько на удобство читателя, сколько на то, чтобы поразить посетителя роскошью декора. Одним из элементов этого оформления были великолепно декорированные шкафы. Для этого стиля типична библиотека, выстроенная в конце XVI в. по заказу папы Сикста V итальянским архитектором Доменико Фонтано для хранения ватиканских манускриптов.

Впоследствии от шкафов отказались и стали держать книги на полках, которые нередко занимали всю стену целиком, от пола до потолка, достигая высоты шести и более метров. Естественно, что для пользования книгами приходилось обзаводиться высокими стремянками, что создавало значительные неудобства. Впрочем, был найден выход: вдоль стен устраивались галереи, что позволяло обходиться без стремянок. К так называемой магазинной системе, при которой хранилище отделено от читальни, перешли значительно позднее – лишь в середине XIX в.

Естественно, что, когда отказались от пультов в пользу полок, пришлось отказаться и от цепей с замками, хотя в Италии особо ценные книги хранили таким образом до самой середины XIX в.

В оформлении библиотеки принимали участие лучшие итальянские художники того времени – Паоло Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Тициан (1477-1576).

В том, что библиотека была построена в самом центре города, а также в том, каковы были ее внешний вид и интерьеры, отразились новые представления о месте и роли библиотеки в жизни общества, утвердившиеся именно в эпоху Возрождения.


Заключение

Рассматривать развитие библиотеки необходимо в историческом и культурном контекстах. В эпоху Возрождения библиотека переходит на новый уровень по сравнению с библиотеками Раннего Средневековья.

Библиотека становится открытой широкому кругу читателей, проявляющих интерес к книгам. Состав фондов стал универсален. В библиотеках эпохи Возрождения были созданы благоприятные условия для обеспечения сохранности уникальных документов. Иными словами, деятельность библиотек была сориентирована и на выполнение функций сбора и хранения, и на выполнение функций обслуживания.

Также вопрос о библиотекаре как профессионале встает в принципиально ином по сравнению с предшествующими эпохами ракурсе. В круг его обязанностей теперь входят присмотр за порядком, ведение каталогов, защита фондов от повреждений, обеспечение доступности фондов.

Эпоха Возрождения устами великих ученых, поэтов, государственных деятелей заявила об огромной силе и значении библиотек.

Библиотеки – хранительницы научных и культурных достижений народов – способствуют взаимному обогащению культур различных стран, преемственности в развитии наук, литератур. И в наше время сведения о библиотеках Возрождения нередко служат для новых научных открытий.


Список литературы

1. Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII в. [Текст] – М.: Книга, 1998. – 312с.

2. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек – Изд. 2-е, доп. –СПб.: Профессия, 2004. – 431с.

3. Гомбрих, Э. История искусства [Текст], М.: Изд. Трилистник, 1998. – 688с.

4. Европа в средние века: экономика, политика, культура: Сб. статей [Текст]. – М, 1972. – 453с.

5. Кузнецов, В. Г. Философия: учебник [Текст] - М.: Инфра-М, 2005. – С. 93.

6. Культура Возрождения: в 2 т. Т. 1[Текст]. – М.: Росспэн, 2007. – 863с.

7. Мировая художественная культура: в 2 кн. Кн. 1[Текст]. – М.: Высш. шк., 2005. – 447с.

8. Ревуненкова, Н. В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации [Текст]. – М.: Мысль, 1988. –197с.

9. Ревякина, Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV – XV вв. [Текст]. – Иваново, 1993. – 259с.

10. Талалакина, О. И. История библиотечного дела за рубежом [Текст] – М.: Книга, 1982. – 320с.

11. Чемберлин, Э. Эпоха Возрождения быт, религия, культура [Текст] – М.: Центрполиграф, 2006. – 237с.