Смекни!
smekni.com

Понятие культуры, ее структура и функции (стр. 2 из 3)

3. Виды искусства

Художественная культура представлена определенными видами искусства, которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материального воплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – для музыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы.

Различные виды искусства подразделяются на пространственные, или пластические (которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением); временные (где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция) и пространственно-временные (которые называют также синтетическими или зрелищными).

I. Пространственные (пластические) искусства включают: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография. II. Временные искусства – художественную литературу, музыку. III. Пространственно-временные (синтетические) искусства – театр, танец, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство.

I. Пластические искусства.

1) Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике.

Различают следующие виды изобразительных искусств:

Живописьвид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Само слово "живопись" обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно еще в древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избранной живописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красоты окружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценны по своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная.

Станковая живописьв ее материальной основе лежит прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т.п., обычно прикрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения, развешивать на стенах и т.д. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Рама – важный атрибут станковой живописи, придающий живописному образу завершенность и позволяющий при восприятии четко ограничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины – пространства интерьера. Станковая живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр.

Монументальная живописьматериальной основой является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Произведения монументальной живописи нельзя отделить от ее основы (стены, несущей конструкции). Важная задача монументального искусства – достижение синтеза искусств – гармоничного единства, логической связи, стилевого и однообразного единства монументальной живописи и архитектуры. К монументальной живописи относятся: стенная роспись, фреска, витраж, мозаика, панно.

Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама.

Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово "скульптура" произошло от латинского слова "sсиlро", означающего "высекать". Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую.

Существуют различные формы изображения скульптуры:

а) круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине;

б) рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди.

В свою очередь первая из изобразительных форм скульптуры имеет следующие разновидности: статуя (изображение отдельной фигуры, иногда с введением элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудное изображение человека), скульптурная группа (объединение в одной композиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и общим характером пластики), скульптура малых форм (скульптура небольших размеров, выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как правило, в такой скульптуре применяется цвет).

Графикавид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной "несущий" материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.

Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика.

Рисунок – входит в область уникальной графики (в отличие от печатной), может быть выполнен в любой технике – карандаш, фломастер, уголь, соус (материал, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея); пастель – цветные мелки, тушь, перо или кисть, гуашь; монотипия – вид графики, в котором краски от руки наносятся на гладкую поверхность металлической доски и отпечатываются на бумаге под давлением на станке; коллапс – техника, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов (фрагменты газет, обоев, тканей); аппликация-изображение, получаемое путем наклеивания на бумагу разноцветных кусочков каких-либо материалов и любые другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться на события, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений.

Разновидности печатной графики – эстамп, книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленной графики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видом печатной графики является гравюра. К ее разновидностям относятся:

а) выпуклая гравюра – ксилография (гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме);

6) углубленная гравюра – резцовая гравюра, офорт, сухая игла (гравюра на металлической пластинке);

в) плоская гравюра – литография (гравюра на особом литографическом камне);

г) цветные гравюры – печатание с нескольких досок.

2) Архитектура (зодчество) – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.

Понятия "архитектор", "архитектура" имеют греческое происхождение. В древнегреческом языке слово "архи" – "старший" и "тект" – "строитель". Из этих слов родилось третье: "архитектон" – начальник строительных работ. Древние переделали его в "архитектор". Следовательно, архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие же "зодчий" имеет славянское происхождение.

Архитектура непосредственно участвует в формировании предметной среды. "Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает их". Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре – пространство. Пространство является языком архитектуры.

Выделяется три основных вида архитектуры: