Смекни!
smekni.com

Контркультура 70-е-80-е годов (стр. 4 из 5)

Пацифисты. Они одобряли борьбу за мир; против угрозы войны. Однако достаточно наивно рассматривали реальную политику, высказывали сомнения в правоте коммунистической идеологии, требовали создания особых отношений между «властью» и молодёжью. Часто отличались моральной незрелостью, потребительским отношением к жизни. Откровенно негативно относились к службе в армии, требовали её ликвидации, «примера одностороннего разоружения со стороны СССР и полного отказа от всяких ядерных взрывов».

Ностальгисты - это группы, объединявшиеся интересом к духовным, моральным и эстетическим, а также социально-политическим ценностям, предшествующих периодов истории советского общества. Прошедшие времена кажутся им более предпочтительными, чем нынешние. Эта молодёжь старалась одеваться по моде тех периодов, интересовалась музыкой, литературой, особенностями взглядов и поведения того времени, спецификой социально-политической обстановки в те годы. Они стремились жить как бы по законам того времени. Были пятидесятники (ностальгирующие по 50-м гг.), шестидесятники, тридцатники и двадцатники, которые подразделялись на сторонников нэпа и военного коммунизма.

Ностальгистам противостояли так называемые оптимисты – близкие к «перестройщикам» группировки, интересы которых сосредоточены вокруг наиболее злободневных проблем нашей и международной жизни. У них на первом месте стояли познавательные ценности, споры и дискуссии. Эти ребята весьма начитанны, старались самостоятельно думать и решать возникающие проблемы. Отрицательно относились к потребительству, наркотикам, алкоголю, спекуляции, считая эти явления «тормозом общественного развития». Любопытная деталь: оптимисты не принимали в свои ряды девушек, считая их недостаточно интеллектуальными.

Нацисты – негативная часть политических неформалов. В черно-коричневой униформе, со свастикой на одежде, транспарантах или даже в ушах, в виде особой металлической серьги. Они устраивали свои сборища под соответствующими флагами, рисовали на стенах домов свастику, вскидывали руки в фашистском приветствии. Исследователи считают, что отечественный нацизм вытекает из некоторых социально-психологических особенностей феномена неформальности как таковой. Если одна из её характеристик состоит в стремлении максимально выделиться из окружающей среды за счёт эпатирующего противопоставления собственных ценностей и поведения господствующим, то некоторые подростки и выбирают наиболее шокирующий символ, например свастику.

Панки. Принято сводить их сущность к экстравагантной одежде и причёске «гребешком». Конечно, внешняя атрибутика прежде всего бросается в глаза, а она у панков яркая. Есть и хохолки-гребешки, есть и знаменитые подбритые виски, есть и раскрашенные в разные цвета волосы. В одежде – чёрные кожаные куртки, чёрные галстуки – «шнурки», «селёдки». Носят большие английские булавки, бельевые прищепки, несуразную бижутерию – бритвы, серьги, колокольчики. В драках используют браслеты с шипами «ёжиком».

Среди панков пропагандируются цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе». Однако их разговоры носят абстрактно-лозунговый, демагогический характер. В целом паков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе, в значительной степени социальный паразитизм. Выступая против бюрократизма, чёрствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путём резкого отрицания общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями. Особенно этим отличаются «правые» («милитаристские») панки. Они имеют организации военизированного характера, отличающиеся жёсткой дисциплиной. Высказывают взгляды, откровенно агрессивные по отношению к общественным институтам. Многие из «милитаристских» панков склонны к националистическим и даже нацистским взглядам. Эти панки – сторонники силового разрешения всех возникающих споров и конфликтов. В целом их отличает преклонение перед идеями суперменства, поклонение сильной личности, пренебрежение к интересам других, противоправная настроенность.

1.7 Неформалы на экологической и экокультурной ниве

По данным журнала «Коммунист»[13], в 1960 г. в стране была одна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985 г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, а тяжелее, чем раньше.

В январе 1988 г.[14] в Иркутске милиция разогнала «пост защиты Байкала», собиравшийся на центральной торговой площади города каждую неделю, по субботам. С июня 1987 г. природоохранители выставляли пикеты с транспарантами, призывавшими к охране озера. Громко говорили на эту тему, собирали подписи под петициями в защиту окружающей среды. Вот практически и всё. Именно за это их разогнали, отняв транспаранты. После этого началась массированная кампания, в которой ребят клеймили «экстремистами», «подстрекателями» и т.д. и т.п. – в выражениях ни устно, ни письменно не стеснялись. Слово неформалам: «Когда общественность подвергает решения местных органов серьёзной критике, они, как правило, направляют свои усилия на борьбу не с недостатками, а с самими инициативными группами, стремясь доказать населению и трудовым коллективам, что предлагаемые меры нанесут ущерб их интересам».

Играя на сложившихся стереотипах массового сознания («всякая инициатива может идти только сверху и должна быть там одобрена»), аппарат стремился изображать такие группы как некомпетентную или даже вредную силу. И чем консервативнее позиция местных органов, чем менее развиты демократические процедуры принятых решений, тем легче на этом фоне клеймить всех несогласных как «безответственных неформалов».

А ведь эта группа неформалов – совсем особая. Вот несколько примеров программ таких групп:[15] «Мы называемся – молодёжная инициативная группа «Архип и К°», Москва. Название группы включает в себя основное направление нашей деятельности – архитектурные памятники и культура. Цель группы – конкретные дела по восстановлению частично утраченных, композиционно уничтоженных, существующих в искажённом виде многих объектов старой Москвы, в том числе и тех из них, которые не являются непосредственно памятниками архитектуры, но принадлежат к определённому культурному периоду исторического формирования города. Целью группы является также возвращение к жизни имён незаслуженно забытых талантливых зодчих, художников, скульпторов, возвращение на московские улицы и площади скульптур, некогда украшавших город. В наши ближайшие планы входит пропаганда истории московских улиц путём оформления своеобразных мемориальных досок с кратким изложением истории заповедных улиц, наиболее интересных зданий и сооружений».

Сотни молодых юношей и девушек вышли несколько лет назад пикетировать в Ленинграде здание бывшей гостиницы «Англетер», спасая его от фактического уничтожения, задуманного властями под видом реставрации. И добились своего – гостиницу отреставрировали, сохранив её исторический облик. Тогда, вокруг событий, связанных с «Англетером», сложился костяк неформальной группировки, назвавшей себя «Группа спасения памятников».[16]

Были группы «Флора», «Зелёные», «Коммунары», «Историки»…. В Иваново молодые энтузиасты до конца боролись, отстаивая дом, где был образован когда-то первый в России Совет рабочих депутатов. Неформалы отстояли здание Музея Вернадского на проспекте Маркса в Москве. Неформалы внесли свой вклад в отмену проектов поворота сибирских рек, против строительства канала Волга-Чограй, в защиту Арала….

Неформалы на экологической и экокультурной ниве не имеют броских отличительных признаков, привлекающих к ним внимания и вызывающих ажиотаж. Внешне не заметно ничего, кроме разве что рабочих спецовок в выходные дни. Но вот внутренне – это люди иной психологии, более гуманной, демократичной, человечной. Они не только охраняют природу и культуру, но и заботятся о престарелых, больных, немощных людях. Неформалы в Эстонии, подростки, юноши и девушки, весной 1989 г. додумались превратить насквозь заформализованный всесоюзный субботник в День милосердия.[17] Вместо того, чтобы выполнять за дворников их прямые обязанности, они отправились по квартирам старых одиноких людей – мыть окна, полы, убирать эти квартиры, готовить вкусные, праздничные обеды брошенным людям.

На этом я закончу описание наиболее известных направлений и течений в неформальной среде.


2.Кто они, неформалы?

Итак, кто они неформалы? В чём причины их непривычного, непонятного, пугающего поведения? Посмотрим на это глазами социолога и с точки зрения психолога.

2.1 Глазами социолога

Больше половины неформалов имеют возраст до 17 лет. Ещё более трети – до 20 лет. Есть направления, целиком состоящие из подростков (те же брейкеры, например).[18]

Почему, ради чего они стали неформалами? Четверть неформалов заявляла: потому что деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна. Ещё пятая часть утверждает: потому что официальные организации и учреждения не помогают нам в наших увлечениях. Ещё около 7% - потому что наши увлечения не одобряются общественностью. Итак, значительно больше половины неформалов встало на этот путь из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересы молодёжи в досуговой сфере.

В чём же конкретные мотивы возникновения той или иной неформальной группировки? Принято считать почему-то, что главное для подростков в неформальных компаниях – возможность отдохнуть, провести свободное время, пользуясь их лексикой – «побалдеть». С социологической точки зрения, это неверно: пресловутый «балдёж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодёжь в неформальные объединения, - об этом говорят лишь чуть больше 2% опрошенных. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.