Смекни!
smekni.com

Архитектура Древнего Египта (стр. 3 из 3)

Погребения фараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц во время V -ой, VI -ой династии – это мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

Кроме пирамид, заупокойных храмов и мастаб, во время V -ой династии начинают строиться храмы, посвященные богу солнца Ра.

СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ НИУСЕРА В АБУСИРЕ. Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвели на престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Ра государственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династии начинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ой династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имен фараонов IV - V династии входит имя бога Ра».

Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров, увенчанный небольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам»25, к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобная форма обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, и этот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутая по пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды до классической четырехгранной формы тоже происходило благодаря изменениям мастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтез архитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе с тем конкретность форм.

Египетское искусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре, подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями.

Архитектура Египта имеет имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычно приближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на свою собственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи».


Заключение

Эпоха Древнего царства – время расцвета египетской культуры и искусства, экономики и захватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры.

Нильские долины богаты различными породами камня и египтяне научились их обрабатывать во всевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб и пирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основном египетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы и усыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамиды фараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами, очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Об этом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятники неограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

В эпоху Древнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати. В начале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари, и их приближенные. Единственно, царские гробницы отличались размерами. Но большая мастаба казалась фараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благого бога». В Саккаре зодчий Имхотеп строит пирамиду, составленную из шести поставленных друг на друга мастаб, где каждая верхняя меньше нижней. Далее возникают пирамиды Снофру, две в Дашуре и одна в Медуме, последняя дашурская пирамида имела классический вид. Но наивысшее выражение пирамиды получили в погребальном ансамбле трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Кроме усыпальниц архитекторы Древнего царства занимались храмовым строительством, к V династии расцветает культ бога солнца Ра, которому начинают сооружаться храмы. Известный, сохранившийся в руинах до нашего времени, храм был построен в Абусире. Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующий солнечный луч. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себе столь роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Экономика страны была подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид.

В период Древнего царства образовалось рабовладельческое государство Египта и сформировались основные формы его культуры. Древнее царство – время наибольшего господства фараонов, их неограниченной власти, время появления великой архитектуры, которая и до сих пор является лицом и символом Египта – время строительства пирамид.

Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.1 том. – М., 1979.

2. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970.

3. Афанасьева К.А., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. // Малая история искусств. / Под общ. ред. И.С. Канцнельсона. – М.: Искусство, 1976.

4. Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.

5. Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.

6. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О.Х. Халпахчьяна. – М., 1970.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1988.

8. Древний Восток. // Всемирная галерея. / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Терция, 1994.

9. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Под ред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980.

10. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1980.

11. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М-Л.: АН СССР, 1956.