Смекни!
smekni.com

Живопись советского периода (стр. 2 из 3)

На выставке были представлены полотна Я. Зайцева «Выступление Красной Армии в Минске в 1920 году», М. Манасзона «Выступление М.И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 году», и «Встреча советских танкистов в Западной Белоруссии. 1939 г.», Галины Данальской «Польские оккупанты» и др.

В годы «хрущевской оттепели» появляется «суровый стиль», для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художников объяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина, пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровых полотен 60-х годов несет себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждает нас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева «Эстонские рыбаки», Альгерда Малишевского «Полочанка», Мая Данцинга «О Великой Отечественной», пейзажи 60-х гг. В Цвирко. Май Данцинг посвятил много полотен стройке нового города Солигорска: «Я знаю город будет Солигорск», «Новоселы», «В заводской столовой» и др. много полотен у него о Минске: «Старый и новый Минск», «Мой Минск» и др.

В условиях послевоенного идеологического нажима развивалось изобразительное искусство. Культ личности Сталина оказывал влияние на поиск темы художника, которая нередко проявлялась конъюнктурными соображениями, а борьба за высокую идейность подменялась значимостью самой темы или исторического события. Но и таких условиях создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства.

Основной темой многих живописцев в послевоенный период является отображение подвига народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. С первых дней войны мастера изобразительного искусства посвятили свое творчество показу героического подвига фронтовиков, партизан. Историческую ценность имеют многочисленные серии фронтовых рисунков, исполненных с натуры. Находясь в партизанских отрядах некоторые художники не бросили кисти. Более 40 антифашистских плакатов, 70 рисунков и акварелей (зарисовки боевых операций, портреты партизан) сделал художник Николай Гутнев.

Между боями художник Павел Гавриленко написал картины «Прорыв немецкой обороны» (1943 г.), «Партизаны на Полесье» (1944 г.), «Портрет мальчика-партизана» (1943 г.) и др. Произведения Белорусских художников созданные в военные годы были представлены на выставке организованной в 1944 году в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В ней участвовало более 30 живописцев, скульпторов, графиков.

Белорусские художники продолжали работать в условиях постоянного идеологического давления и навешивания ярлыков. Особенных масштабов покушение на свободу творчества достигло в годы борьбы с космополитизмом. Так художник Евгений Красовский критиковался за то, что в создании картин шел «не от содержания, а от формальных моментов, от палитры, от получения светотени». Время показало предвзятость критики. Художник оставил потомкам чудесные пейзажи белорусской природы, среди которых выделились «Беловежская пуща» и «Вязынка» (1947 г.), «На Березине» (1954 г.), «Яхты на причале» (1955 г.) и др. Психологической проникновенностью, неповторимостью характера, внешнего облика и внутреннего света личности выделяются портреты «Партизан Петр Каше» (1946), художника М Филипповича (1946 г.), народного артиста СССР Б. Платонова (1947 г.).

Постоянная критика, идеологический нажим способствовали тому, что для многих полотен была характерна вымышленная монументальность, надуманность композиции, парадность, официальность. Это касалось, например, большой картины Исаака Давидовича и Евгения Тихоновича «Слава великому Сталину» (1956 г.). Многофигурная композиция показывает парад физкультурников Белоруссии на Красной площади в Москве. Картина представляет собой образец парадной живописи, внутренней безличности и стандартизации образов советской молодежи.

На огромном полотне Натана Воронова «По поручению ленинского ЦК РКП(б)» Минск. 1919 год» (1953 г.) показан общий интерес массы солдат и железнодорожников, вызванный приездом Сталина. К нему художник поворачивает весь народ, показывает зрителю спины. Судьба народа, его героическая жизнь в тяжелых условиях военной разрухи осталась за гранью потуг художника.

Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давление официально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде других республик. Например в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодые художники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивой риторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностям народного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу родной природы.

3. Новые имена и произведения

С конца 1950-х – начала 1960 –х годов в изобразительном искусстве заявила о себе большая группа художников. Начинать было тяжело, потому что в это время партийные структуры развернули борьбу с абстракционизмом и формализмом «как одной из форм буржуазной идеологии».

Пожалуй, самым именитым художником военного поколения, который пришел в живопись в конце 50-х и представил на суд общественности свои первые работы, был Михаил Савицкий. Это были полотна «Песня» (1957 г.) и «Честь долга» (1958 г.). В начале 60-х художник начал работать над темой партизанской борьбы с фашизмом. В результате явился ряд полотен, таких как «Партизаны» (1953 г.), «Витебские Ворота», «Оршанский патрульный», «Патруль. Блокада» (1967 г.), «Наказание смертью» (1968 г.). Особую известность среди его работ получили «Партизанская мадонна» (1957 г.) и «Партизанская мадонна (Минская)» (1968 г.) это символический образ республики-партизанки с одной стороны, и образ белорусской женщины, несущий идею вечной жизни на земле с другой.. Эти произведения подтверждают героический смысл человеческого бытия, ставят конкретные проблемы жизни и смерти, ответственности и самопожертвования.

Важное место в творчестве художника занимает тема труда. Раздумьями про судьбу родной земли, труд как основная ценность жизни, пронизаны полотна «Урожай» (1966 г.), «Хлебы» и «Рабочие» (1968 г.), «В поле» (1972 г.), «Рожь» (1975 г.), «Хлеб нового урожая» (1979 г.).

В 1974 – 1980 гг. у Савицкого появляется цикл «Цифры на сердце». Это документальные полотна (Савицкий был узником Бухенвальда и Дахау), в которых показаны ужасы фашистских концлагерей («SОS», «побег», «Этерсберг – Голгофа ХХ века», «Отбор» и др.).

Живописную манеру Савицкого отличает монументальность изобразительных средств и прочтения образов. Работы художника явились значительным вкладом в развитие белорусского и мирового изобразительного искусства. М Савицкий лауреат Государственной премии СССР 1973 г. За цикл «Героическая Беларусь» и настенную роспись «Отечественная война 1944 год», Государственной премии БССР 1970 и 1980 гг. (картины «Наказание смертью», «Хлебы», «Рабочие», и цикл «Цифры на сердце») . Ему присвоено звание народного художника БССР в 1972 году и народного художника СССР в 1978 году.

В 70-х - 80-х гг. мы наблюдаем небывалую, по сравнению с 50-60 – ми гг., свободу выбора сюжетов, пластичных поисков, колористических возможностей, разнообразие манер письма. Живописный язык каждого художника легко узнаваем. Надолго запоминаются произведения Щемилева, Ващенко, Горячего, Скрипниченко, Товстика, Марочкина.

Демократизация общественной и культурной жизни конца 80-х - начала 90 –х гг. сделала реальностью открытый диалог со зрителем художников, заявивших о своей независимости от традиционной иерархии материальных и духовных ценностей. Одно за одним возникают неформальные объединения «Галiна», «Форма», «Плюралис», «Квадрат». Экспонируются выставки нетрадиционного искусства, открываются галереи.

Произведения многих современных художников (Залазного, Задорина, Ксензова, Кузнецова и др.) напоминают об искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров «серебряного века». В противоречивом нашем времени художники снова обращаются к аллегориям, символическим образам. На их полотнах страх, боль, растерянность воспроизведены в красках, линиях, цвете, словом языком живописи.

Из многообразия современной живописи выделись два имени: Н.И. Счастной, и Н. Селещука.

Нинель Ивановна Счастная – автор многих известных монументальных произведений. Живописным работам художницы свойственна высокая поэзия и глубина. Бытовая картина «В бане» воспринимается как философский взгляд на необратимость и круговорот человеческой жизни. Девчушка, девушка, цветущая молодая женщина, зрелая женщина и сгорбленная старуха – это жизнь в ее вечном и неуловимом движении и обновлении. Композиция и удивительная светящаяся техника живописи тоже работает на эту идею.

Счастная создала целую галерею портретов выдающихся белорусских писателей, артистов, художников. Произведения Счастной всегда неоднозначны, им свойственна символическая многоплановость, метафорическая образность. И при этом они понятны и доступны зрителю.

Творчество Николая Селещука – яркое и самобытное явление в культуре Беларуси. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в музеях Греции, Финляндии, Германии, Канады, Польши, Болгарии, в лучших западно-европейских коллекциях.

Его талант в живописи раскрылся особенно ярко. Оригинальные, отмеченные глубоким чувством и своеобразной красотой, картины Селещука волнуют и зачаровывают.

Долгое время Селещук был едва ли не единственным в Беларуси «авангардистом», «сюр» и «гиперреалистом» одновременно.

В гиперреализме или фотореализме с удачным сочетанием экспрессивного романтизма написан «Портрет киноактрисы С. Суховей». Фигура актрисы дана в движении, которое подчеркивается стремительными, темпераментно положенными мазками.

Большое место в творчестве Селещука занимает урбанистическая тема. «Метро» - взгляд в людской сутолоке сумел схватить только несколько лиц.