Смекни!
smekni.com

Развитие культуры ХХ века в России. Музыка (стр. 3 из 3)

В 1922-1991 годах Россия входила в состав СССР. Фактически страной руководила Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), а выборы в государственные органы проводились для придания этой власти законности. Государства с иным общественным строем - капиталистическим - считалось враждебным для Советского Союза. Современную культуру западных стран: изобразительное искусство и архитектуру, литературу и музыку - коммунистическая пропаганда оценивала как чуждые явления советскому человеку.

На музыкальной эстраде страны были представлены военные песни, романсы, джаз и так называемая советская песня. Советская песня рассказывала, как правило, о счастливой, радостной жизни советского человека. Исключения составляли песни о неразделенно любви, где допускались легкая печаль в музыке и текстах. А на рок- и поп-музыку был наложен запрет.

Однако, если явление культуры достойно интереса, она преодолеет любые барьеры. Вначале джаз, а затем рок- и поп-музыка, проникли в СССР в виде записей на пластинках.

Первые рок-музыканты появились в Советском Союзе в 60-е года. Точнее, это были исполнители рок-н-ролл.

Главным толчком, после которого развитие отечественной рок-музыки уже невозможно было сдержать, стало появление пластинок британской группы «Битлз».

Творчество первых российских групп не выходило за рамки старательного копирования западных образцов, в основном песен «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Однако постепенно пришло понимание, то необходимо иметь собственный репертуар. Одним из первых понял необходимость создания русскоязычного репертуара Александр Градский. Его сочинения озвучила группа «Скоморохи», образованная в марте 1966 года.

Практически с самого начала деятельности российских рок-музыкантов возникли неофициальные структуры, которые занимались организацией концертов. Эта деятельность была противозаконной и могла повлечь за собой уголовное преследование. Официально эти коллективы считались не профессиональными, а любительскими.

Интерес к западной и отечественной рок-музыке не осталось не замеченным комсомольскими организациями, призванными отвечать за моральный облик молодежи, и Министерством культуры.

Желая отвлечь молодежь от рока, власти предприняли попытку создать официальные музыкальные группы. Термин «рок» воспринимался руководящими органами со знаком минус, и вновь образованные коллективы получили наименование вокально-инструментальные ансамбли.[1;337-340].

В начале 70-х годов российские рок-группы накопили достаточный опыт, чтобы появился отечественный арт-рок. Ярчайший представитель этого направления в наше стране – московская группа «Високосное лето». [1;343].

Своему быстрому успеху и повсеместному распространению в начале 80-х годов ленинградский рок во многом обязан Андрею Тропилло.

В первой половине 80-х годов ситуация с рок-музыкой в Советском Союзе была двоякой. С одной стороны, могло показаться, что эта музыка уже разрешена. Некоторые группы легально выступали, гастролировали, полуили официальный статус.

С другой стороны, партийных идеологов и чиновников от культуры подобное положение абсолютно не устраивало. Они пытались повернуть вспять процесс легализации рок-музыки.[1;355].

Годы поле распада Советского Союза принесли много нового – и положительного, и отрицательного – в мир отечественного рока.

С одной стороны, повысился технический уровень исполнителей. Исчезли запреты на острые тексты, на темы, связанные с общественными конфликтами. На первый план вышли личные переживания: психология отдельного человека – вместо проблем всего общества.

С другой стороны, прошла эпоха «бескомпромиссного рока» - времени, когда рок-музыка была вселенной для молодежи, их способом жизни и их надеждой.[1;378].

В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большое значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности поэзии, в жизни России. Кроме того, менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и к чувственному восприятию Идеи и Слова.[1;381].

Подводя итоги: Рок-музыка носила своеобразный характер. Она контролировалась правительством, и какое-то время была подпольной. Но не смотря на все это, она получила свободу.


Заключение

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений.

Джаз - оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. В начале ХХ века в России джаз, так как имел зарубежное направление, был под запретом, но именно джаз был разрешен правительством официально.

Поп-музыка - (англ. pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки. Поп-музыке было проще завоевать внимание слушателей. Она появилась уже в конце ХХ века, во времена перестройки, когда многое разрешили, в том числе и музыку. А также она была создана для широкого круга слушателей.

Рок - обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов). Эпоха рок-музыки была в 70-90-е годы. Именно в эту эпоху рок-музыка получила широкое распространение в России. Хотя она была не разрешена правительством и была часто гонима. Но существовало, так скажем, подпольное распространение.

Таким образом, как задачи, так и основная цель данной работы были достигнуты в ходе ее проведения.


Список литературы

1. Энциклопедии для детей. Т.7. Искусство: музыка, театр, кино. Главный редактор Виктор Володин. 2005.

2. История России. Учебник. А.С.Орлов и др. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.-520 с.

3. Культурология: Учебное пособие. А.А.Радугин. - М.: Библионика, 2005.-304 с.

4. Музыка наших дней. Современная энциклопедия: «Аванта плюс», Москва, 2002.