Смекни!
smekni.com

Ранний гуманизм в Италии (стр. 3 из 3)

Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” – филологический труд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом,“Генеалогия” Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиций новой филологии.

Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь КолюччоСалютати (1331—1406). Представитель старинного тосканского рыцарского рода, юрист по образованию (он закончил юридический факультет в Болонье), Салютати, начиная с 1375 г. и до конца своих дней (т.е. до 1406 г.) занимал должность канцлера Флорентийской республики (Впрочем, до этого он попробовал себя в качестве судьи, нотария и канцлера коммун Тоди, Лукки и Стиньяно).

В своих сочинениях – многочисленных трактатах, речах и письмах – он развивал программу ренессансной культуры. Он считал, что путь к истинному знанию открывает не схоластика, а античная мудрость, заключенная в поэзии, философии, мифологии, а также в раннехристианском учении.В своих трактатах (“О роке, судьбе и случайности”, “О подвигах Геракла”,“О жизни в миру и монашестве” и др.), публицистических письмах, инвективах, посвященных проблемам морали, он (в противовес аскетизму церковной морали) отстаивал идеал активной гражданской жизни, доказывал главенствующую роль этики ссистеме гуманитарных знаний.

Основная заслуга Салютати состоит в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин –studiahumanitatis – включая в них грамматику, филологию, историю, поэзию, риторику, диалектику и педагогику (выдвинув их на первый план), но главное место отводил этике. Особый смысл и значение он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности (в ней должны были сочетаться высокий уровень знания, основанного на классическом наследии и разносторонний опыт, активная созидательная деятельность личности). Он считал, что новая образованность поможет глубже проникнуть в смысл Священного Писания, хотя до конца своих дней он не мог примириться с аскетизмом церковной морали. Канцлер Флоренции К.Салютати, ратовавший за распространение гуманистических идей, открыл свой дом для занятий кружка молодежи, из которого вышли в дальнейшем очень известные гуманисты Италии Леонардо БруниАретино, ПоджоБраччолини, Пьетро Паоло Верджерио.

В сущности, деятельностью Салютатив начале ХУ в. завершается шестидесятилетний этап раннего гуманизма в Италии. На этом этапе была выдвинута программа построения новой культуры на основе комплекса гуманистических дисциплин studiahumanitatis. Его главными итогами были переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация наследия Античности и зарождение ренессансной литературы. Выдвинутую же в этот период гуманистическую программу претворили в жизнь люди Кватроченто (т.е. ХV века.).

На ХV век приходятся соответственно второй и третий периоды итальянского гуманизма.


Список источников литературы

1. Баткин Л. М.. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. Изд. на ит. яз. 1990.

2. Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002

4. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977

5. Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография, т.1-4, СПб, 1914

6. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991

7. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993

8. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000