Смекни!
smekni.com

Роль психологических исследований в развитии дизайна (стр. 2 из 4)

В наши дни такой тип структуризации жилища реализуется путем гибкой планировки помещения, организации просматриваемого из любой точки пространства, разделенного не на комнаты, а на функциональные зоны. Два столетия архитекторы добивались этого за счет анфилады смежных комнат.

Вопрос о том, на каком из типов планировки остановиться при формировании гармонизирующего интерьера, решается довольно просто. Тем, кто предпочитает уединение, избегает шумных компаний и социальных контактов, подойдет интерьер закрытого типа, а у людей, привыкших постоянно находиться в центре внимания и стремящихся к максимальному расширению круга знакомств, подобный выбор нередко ассоциируется с психологической камерой-одиночкой.

Разработка дизайна стимулирующего интерьера требует гораздо более ответственного и творческого подхода. Тактика шоковой терапии здесь, разумеется, неуместна. Компенсаторная психотерапевтическая идея стимулирующей планировки реализуется посредством умелого использования двух основных приемов: сочетания интерьера закрытого или открытого типа и наличия некоего промежуточного варианта – полуоткрытого жилого пространства. Попробуем разобраться, как это выглядит на практике.

Предположим, задача сводится к созданию стимулирующего интерьера для человека, ощущающего определенные трудности из-за своей замкнутости, некоммуникабельности и постоянной погруженности в себя. Первый прием – единое открытое пространство вместо нескольких отдельных комнат общего пользования, с одной изолированной личной комнатой, которая служит гармонизирующим элементом. Второй прием – частичное ограничение степени изолированности каждой комнаты, когда массивные стены заменяют легкими трансформирующимися перегородками, ширмами или стеклянными панелями.

Подход к планированию стимулирующего интерьера для человека с импульсивным, холерическим темпераментом будет прямо противоположным по своим целям, но во многом похожим на предыдущий вариант по практическому воплощению. Доминирующая тенденция здесь – усиление и выделение зон единого пространства с помощью мобильных перегородок, зрительно уменьшающих объем отдельного помещения, но не вызывающих ощущения полностью изолированной комнаты.

Не менее важно продумать цветовую палитру отделки, общую стилистику помещения, а также мебели и отдельных предметов обстановки. При психологическом подходе к дизайну интерьера это наиболее ответственный этап. Единого универсального рецепта здесь нет и быть не может. Общие рекомендации допустимо давать, лишь исходя из условной классификации темпераментов на холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков и их психоэмоциональных характеристик. Современная психология в качестве альтернативы предлагает аналогичную, по сути, градацию на экстравертов и интровертов активного и пассивного типа. Разумеется, в чистом виде каждый из них встречается крайне редко – темперамент абсолютного большинства личностей можно отнести к смешанному типу.

Сангвиниками и холериками принято считать людей, которые не мыслят себя без бурной, кипучей жизни, постоянного пребывания в самой гуще событий. Холерик впечатлительнее сангвиника, причем его активность и динамичность нередко превращаются в импульсивность, что порождает значительные трудности в систематической, целенаправленной деятельности. Сангвиники и холерики не бывают ретроградами и консерваторами, поэтому в дизайне интерьера приветствуются самые смелые стилистические решения – от урбанизма и хай-тека до авангардной эклектики. Гармонизирующий тип интерьера, учитывающий сангвинический темперамент, предполагает максимально гибкую планировку и обширные открытые пространства. В колорите отделки оптимальны теплые и светлые тона, например мягкие оттенки оранжевого и желтого. Как правило, сангвиники и холерики отдают предпочтение компактной модульной мебели строгого, но одновременно элегантного дизайна.

Стимулирующий интерьер может сместить довольно ровный темперамент сангвиника к холерическому типу, либо, наоборот, к более спокойному и медлительному флегматическому. В первом случае основной акцент в цветовой гамме отделки помещения падает на игру контрастов, например гармонизирующий для сангвиника терракотовый цвет сочетается с насыщенным красным или черным. Второй вариант – смещение основного колорита в холодную часть спектра, а общей стилистики в помещения в пользу нестареющей классики. А вот для холерика гармонизирующий интерьер в чистом виде, призванный поддерживать его и без того взрывной темперамент, едва ли оправдан. Стимулирующий интерьер, основная задача которого – уравновесить излишне возбудимую психику холерика, формируется по тем же принципам, что и смягчающий интерьер для сангвиника, разве что воздействие красок здесь более выраженное.

Флегматики и меланхолики – полная противоположность сангвиникам и холерикам. Их жизненное кредо – покой, стабильность, защищенность от внешнего мира и полное отсутствие радикальных перемен. Флегматик по своей натуре – закоренелый консерватор, питающий явную слабость к общепризнанным стандартам, тогда как меланхолик сосредоточен на внутреннем мире или, как сказали бы психологи, целиком интроверсирован. Если позволить представителям каждого из этих психологических типов обставить жилье по собственному вкусу, то дом флегматика будет похож на антикварный магазин, а жилище меланхолика – на мастерскую художника. На основе этого можно определить основные направления разработки гармонизирующего и стимулирующего интерьера. В цветовой палитре преобладают приглушенные пастельные и темные тона, в случае с интерьером для меланхолика подойдет отделка с оригинальной фактурой или рисунком. Добиться стимулирующего эффекта можно за счет разбавления основной палитры более теплыми и живыми красками, а также привнесением легкой эклектики в убранство помещения. И наконец, при организации психологически ориентированного интерьера для человека, относящегося к смешанному типу темперамента, следует с самого начала установить, какие особенности эмоциональной сферы желательно активизировать, а какие ослабить. Часто для этого нет необходимости затевать масштабную перепроектировку квартиры. Достаточно выделить стимулирующую зону в какой-либо части помещения, например, в комнате для отдыха.

4. Психологическое воздействие цвета

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы – как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы – взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый – возбуждающие; голубой, синий и фиолетовый – успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции. Соответственно всякий цвет – и возбуждающий, и успокаивающий – вызывает различные эмоции.

Красныйсамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

«Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».