Смекни!
smekni.com

Искусство граффити (стр. 4 из 6)

Blockbusters. Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. Рисуется иногда даже одним цветом. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Хорошо годится для того, чтобы громко заявить о себе Bubles. В переводе с английского слово означает «пузырь». Рисуется несколькими цветами. Более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерен для старой школы, ныне не моден.

Wild Style. В пееводе с англ. – «Дикий стиль». Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных фишек и наворотов, с наложением и переплетением букв. Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные writer'ы. Обычно им рисуют в спокойном месте, и работают над таким куском долго. Требует серьезной подготовки, на скетче нужно учесть все тонкости. В отличие от предыдущих стилей в Wild'е можно создать настоящие шедевры.

Существуют другие подвиды динамичных стилей:

Computer Roc Style - придумал Case 2 из Нью-Йорка. Стиль "перелома". Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты, наклоненных в разные стороны Messiah Style - был изобретён нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризируются очень своеобразной цветовой гаммой.

Камуфляжный стиль - придумал Spyder 7. Стиль, который черпает силу в цвете и в судорожной игре "loop"(петля), то есть мест соединения букв. Для того чтобы изображение было труднее скопировать, "петли" выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Это стремительный и эмоциональный стиль. 3D style, или FX, или DAIM style. Стиль, характерный только для новой школы. Придуман writer'ом DAIM'ом, который сейчас рисует в одной из самых известных команд – FX Cru. Очень трудный стиль, для того, чтобы рисовать в нем, необходим талант. Выполнен в абсолютном объеме, с использованием светотени. Его встретить можно крайне редко, такие работы выполняются обычно на конкурсах или под заказ, так как необходимо огромное количество времени и краски, спокойная обстановка и хорошая стена. Такие работы являются настоящими шедеврами.

Character style. Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Иногда используется характерная для комиксов рамка речи. Этим стилем владеют не все графферы, так как он требует наличие определенных навыков и таланта. Так называемый Freestyle. «Свободный стиль». Не знаю, можно ли выделить это в отдельный стиль, так как он сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.

Коммерциализация граффити и его становление в поп-культуре

После обретения повсеместной популярности и относительной законности, граффити перешло на новый уровень коммерциализации. В 2001 году компьютерный гигант IBM запустил рекламную кампанию в Чикаго и Сан-Франциско, в которой были показаны люди, рисующие аэрозольной краской на тротуарах символ мира, сердце и пингвина (Пингвин — талисман Linux). Так демонстрировался слоган «Мир, любовь и Linux». Несмотря на это, из-за нелегальности граффити некоторые «уличные художники» были арестованы за вандализм, а компании IBM пришлось выплатить штраф в $120,000.

В 2005 году подобную кампанию запустила корпорация Sony. На этот раз рекламировалась новая ручная игровая система PSP. Команда райтеров TATUS CRU исполнила граффити для этой кампании в Нью-Йорке, Чикаго, Атланте, Филадельфии, Лос-Анджелесе и Майами. Учитывая неудачный опыт IBM, корпорация Sony заранее заплатила владельцам зданий за право рисовать на их стенах. Граффити представляло собой изображение потрясенных городских детей, играющих с PSP, словно это не игровая приставка, а скейтборд или игрушечный конь.

Граффити стало использоваться и видеоиграх обычно в положительном смысле. Например, серия игр Jet Set Radio (2000—2003) повествует о том, как группа подростков борется с гнетом тоталитарной полиции, которая пытается ограничить свободу слова граффитчиков. Сюжеты некоторых видеоигр отражают негативное отношение некоммерческих художников к тому, что искусство начинает работать на рекламу. Например, серия игр Rakugaki Фkoku (2003—2005) для Sony PlayStation 2 повествует о том, как безымянный герой и его оживающие граффити сражаются против злого короля, который допускает существование только такого искусства, которое принесет ему выгоду. Еще одна видеоигра, Marc Eckф's Getting Up: Contents Under Pressure (2006), обращается к граффити как средству политической борьбы и рассказывает о сражении против коррумпированного города, в котором подавляется свобода слова.

Другой игрой, в которой появляется граффити, была Bomb the World (2004), созданная райтером Кларком Кентом. Это он-лайн граффити симулятор, в котором можно виртуально расписывать поезда в 20 местах по всему миру. В игре Super Mario Sunshine (2002) главный герой, Марио, должен очистить город от граффити, оставленных злодеем по имени Bowser Jr. Этот сюжет напоминает об успехах кампаний против граффити, организованных мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани и о подобных программах, предпринятых мэром Чикаго Ричардом Дэйли.

Во многих видеоиграх, сюжет которых напрямую не связан с граффити, игрок может рисовать граффити в процессе игры, например, в Half-Life series, the Tony Hawk’s series, The Urbz: Sims in the City, Rolling and Grand Theft Auto: San Andreas. Граффитипоявляетсяив The Darkness, Double Dragon 3: The Rosetta Stone, NetHack, Samurai Champloo: Sidetracked, The World Ends With You, The Warriors, Just Cause, Portal, различныхвариантах Virtual Graffiti идругихиграх. Существует масса игр, в которых понятие «граффити» используется как синоним понятия «рисование», например, в играх Yahoo! Graffiti, Graffiti и др.

Марк Эко, дизайнер городской одежды, защищает граффити и утверждает, что оно имеет все права считаться искусством: «Безусловно, граффити — это самое мощное движение в искусстве последнего времени и оно сильно вдохновляло меня на протяжении всей моей карьеры».

Кит Харинг — еще один известный граффитчик, который вывел поп-арт и граффити на коммерческий уровень. В 1980-х годах Харинг открыл свой первый Поп-шоп («Pop Shop»), магазин, где он выставлял свои работы, которые до этого он рисовал на улицах города. В Поп-шопе можно было приобрести и обычные товары — сумки или футболки. Харинг объясняет это так: «Поп-шоп делает мои работы доступными публике. Это участие на более высоком уровне. Смысл в том, что мы не хотели делать вещи, которые бы удешевили искусство. Другими словами, искусство остается искусством».

Граффити стало стартовой площадкой для художников и дизайнеров в Северной Америке и во всем мире. Американские граффитчики Mike Giant, Pursue, Rime, Noah и огромное число других сделали карьеру в дизайне скейтбордов, одежды и обуви, в таких известных компаниях, как DC Shoes, Adidas, Rebel8 Osiris или Circa[40]. В то же время многие райтеры, такие как DZINE, Daze, Blade, The Mac превратились в художников, работающих в официальных галереях, при чем зачастую используя в своем творчестве не только аэрозольную краску, свой первый инструмент, но и другие материалы.

Но, наверное, самым выдающимся примером того, как граффити проникло в поп-культуру, является французская команда 123Klan. Команду 123Klan основали в 1989 году Scien и Klor. Постепенно они обратились к иллюстрированию и дизайну, продолжая одновременно практиковать граффити. В результате они стали разрабатывать дизайн, логотипы, иллюстрации, обувь и одежду для компаний Nike, Adidas, Lamborghini, Coca Cola, Stussy, Sony, Nasdaq и других.

Кульминацией таких взаимодействий, где граффити смешивается с видеоиграми и хип-хопом, стал выход телесериала, известного во всем мире под названием Kung Faux, создателем которого был Мик Нойман. В сериале можно найти черты классических фильмов с восточными единоборствами, изображения граффити, спецэффекты видеоигр, музыку хип-хопа и брейк-данс. Роли в сериале озвучивали граффитчики ESPO, KAWS, STASH, & Futura 2000, легендарный брейк-дансер Crazy Legs, а также исполнители хип-хопа Afrika Bambaataa, Biz Markie и Queen Latifah.

Материалы и техника создания граффити

Сегодня граффити-художник использует целый арсенал средств для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя два этих материала, райтер может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка.

Трафаретное граффити, зародившееся в начале 1980-х годов, создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала, к примеру, картона. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника граффити стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.

Современные эксперименты с материалами

Современное граффити зачастую включает элементы других искусств и использует новые технологии. К примеру, «Graffiti Research Lab» («Лаборатория по исследованию граффити») вдохновила райтеров на использование в работах проецируемых изображений и магнитных светодиодов. Итальянский художник Kaso занимается восстанавливающим граффити, экспериментируя с абстрактными формами и тщательно продуманными трансформациями прежних граффити работ. Yarnbombing, «Ярнбомбинг» (от yarn — пряжа) — еще один новый вид уличного искусства. Ярнбомбинг состоит в украшении уличного пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов.

Изучение применения уличного искусства в общественной сфере

Первые теории, объясняющие использование граффити авангардными художниками, появились еще в 1961 году, когда в Дании был основан Скандинавский Институт сравнительного вандализма («Scandinavian Institute of Comparative Vandalism»). Современные аналитики и даже искусствоведы стали признавать, что граффити обладает художественной ценностью, а также является формой уличного искусства. По утверждениям многих исследователей, в частности из Голландии и из Лос-Анджелеса, этот вид уличного искусства к тому же является довольно эффективным средством в борьбе за социальные и политические права.