Смекни!
smekni.com

Коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже (стр. 3 из 7)

И вновь критики как один без устали упражнялись в иронии и сарказме, направляя свои стрелы на импрессионистов и их живопись. Вопреки всякой логике, их искусство клеймили даже за служение политическим идеалам. Альберт Вольф в газете «Фигаро» писал: «Эти самоучки присвоили себе титул импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, бросают на полотно несколько случайных тонов и ставят подпись. Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, доходящего до грани сумасшествия». Но в сентябре того же года в лондонском журнале «Арт мансли ревью» вышла большая подробная статья Стефана Малларме, названная им «Импрессионисты и Эдуард Мане». В спокойном и объективном тоне он проанализировал «доктрину» импрессионистов: их решение работать на открытом воздухе и черпать вдохновение в событиях современной жизни, а не в древней истории и далеких мифах.

Затем прошли третья (1877), четвертая (1878-1879) и пятая выставки (1880). Благожелательных отзывов в прессе по-прежнему было мало. Большинство критиков и публики выражали открытую неприязнь. Но как бы то ни было, «импрессионисты» без колебаний продолжали изо дня в день заниматься творчеством.

В начале 1881 года импрессионисты снова собрались вместе, чтобы организовать свою очередную, уже шестую выставку, но расхождения во взглядах на задачи группы становятся все острее и заметнее. Не удалось убедить Ренуара и Моне вернуться в состав участников. Из девятнадцати фигурантов выставки 1880 года осталось только тринадцать. Но, как и в прошлые годы, покупателей на экспонируемые произведения по-прежнему было мало, и выручка от продаж была настолько мала, что в группе импрессионистов оставалось все меньше художников, усматривавших пользу в совместных экспозициях: большинство предпочитали ориентироваться на самостоятельные выставки или на участие в Салоне. Несмотря на это 1 марта 1882 года была открыта седьмая выставка импрессионистов на улице Сент-Оноре и продолжалась целый месяц. Девять участников представили 204 произведения. Несмотря на разочарование, обусловленное явной неудачей, летом 1882 года был организован показ в Лондоне. Фредерик Уэдмор в газете «Стандарт» писал: «…импрессионистов пока что мало знают в Англии. Если сказать о них коротко: им нравится изображать то, что видит человеческий глаз, а не то, что реконструирует ум; а еще они прямо и критично смотрят на проблемы современной жизни и общества, в котором мы живем». И в 1881 и в 1882 году выставки были важны для импрессионистов хотя бы потому, что они засвидетельствовали достижение ими полной творческой зрелости – вершин мастерства, особенно в том, что касается использования цвета.

Воодушевленные положительной редакцией многих критиков в британской прессе импрессионисты организовали еще одну выставку в Лондоне в 1882 году. Были сняты более просторные помещения в галереях на Нью Бонд стрит. Этот показ получил самые благоприятные отзывы в прессе но, несмотря на это не удалось продать ни одного произведения.

Между 1883 и 1886 годами импрессионисты уже не выступали единой группой, фактически группы уже не существовало. Они остались друзьями, однако хорошо понимали, что их групповые выставки не дают результатов. Кроме того, 30 апреля 1883 года умер Мане. На протяжении двадцати лет он служил маяком для всех импрессионистов, его творчество давало им вдохновение и веру в собственные силы, он был поистине старшим братом для большинства, и эта потеря словно лишила их той опоры, которая заставляла их чувствовать себя единомышленниками в борьбе за новое искусство. С 6 по 28 января 1884 года большинство его шедевров были выставлены для публичного обозрения.

В 1886 году, когда шли приготовления к восьмой и последней выставке импрессионистов, состоялась еще одна выставка, которой было суждено заложить основу гораздо более прочного успеха. В Нью-Йорке с 10 апреля по 25 мая, в помещениях государственной Американской художественной ассоциации, был организован первый в Америке показ работ французской группы. Американской публике были представлены 300 работ девяти авторов, среди них: Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуара, Сислея. Отзывы критиков были благоприятные, так что выставку даже перевезли в более просторное помещение рядом с Национальной академией рисунка, а срок ее действия продлили на несколько недель. Было продано около 20 процентов показанных работ.

А 6 мая 1889 года в Париже открылась Всемирная выставка. К ней был приурочен и ряд специальных экспозиций, включая ретроспективную выставку французского искусства за сто лет, с 1789 по 1889 год от Давида до импрессионистов. Последнюю группу представляли работы Мане, Моне, Писсарро и Сезанна. Картины импрессионистов стали восхвалять по поводу и без повода, как раньше клеймили и ругали.

Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран. Импрессионисты обновили колорит, они отказались от темных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они вышли из темных мастерских на пленэр. Характерна также и краткость творческого метода импрессионистов. Ведь только короткий этюд позволяет точно фиксировать отдельные состояния природы.

Импрессионисты подготовили почву для последующего развития неформального искусства. Их влияние на развитие живописи трудно переоценить. Перейдя от фотографической точности к перенесению на холст собственных чувств и эмоций, впечатлений, это искусство перешло на следующую ступень своего развития – постимпрессионизм.

Постимпрессионизм

Этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. Широкий спектр постимпрессионизма содержит зарождение взглядов на объективные закономерности живописи, цветовых сочетаний и форм, изображение воображаемых процессов, сюрреализм, построение на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях.

К постимпрессионизму относится творчество А. Тулуз-Лотрека, который изображал на своих полотнах жизнь актеров, циркачей, певиц, танцовщиц, завсегдатаев кафе и баров. Картины Ж. Сера, П. Синьяка, некоторые полотна К. Писсарро, написанные раздельными мазками (пуантилизм) также причисляют к постимпрессионизму. Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами — Сезанн, Ван Гог и Гоген, — не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Они начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. В действительности же каждый из них представляет собой яркую творческую индивидуальность, каждый оставил свой собственный след в искусстве.

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма.

Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира, всю жизнь изображал деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль , где, измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством. Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания.

Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Художник искал способы передать материальную структуру вещей — форму, плотность, фактуру, цвет. Тщательно подбирая цветовые соотношения, он нередко подчёркивал контуры предметов резкой линией, сознательно деформировал изображаемое. В его натюрмортах фрукты и посуда приближались к простым геометрическим фигурам, а в пейзажах скаты крыш и стены домов, склоны гор и гладь воды образовывали ровные плоскости. Опираясь на непосредственное впечатление от натуры, мастер строил продуманную и устойчивую композицию, где каждая деталь составляла часть единого целого.