Смекни!
smekni.com

Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Курсовая работа

по декоративно-прикладному искусству

Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья

Выполнила: студентка IV курса

Смолина Ю.В.

Научный руководитель:

старший преподаватель Морус Г.Г.

Бирск 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья

1.2 Виды лоскутного шитья

ГЛАВА II. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

2.1 Характеристика русского орнамента

2.2 Символика русского орнамента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.

Существует притча о лоскутном шитье. «Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.

Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной» (13).

Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. В этом можно убедиться на работах художниц Татьяны Сапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой, Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России) (см. приложение 1).

Воспоминания из детства и юности, о том, как прабабушка учила сшивать лоскуточки между собой, привили любовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, с вышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли, и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони - это изображения, которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войн и оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно (15).

Самое трудное в русском лоскутном шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этим в совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ - прикладывали лоскуты друг к другу - и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем, кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперь потомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью от мам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусство русского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья ( 15) (см. приложение 2).

Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.

Сегодня появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н.,Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г., Никулина А.А, Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)

Одни увлеченно трудятся созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.

Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».

Объект исследования: лоскутное шитье.

Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.

Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:

1. Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.

2. Собрать иллюстративный материал.

3. Изучить теоретические и практические основы художественной обработки ткани.

4. Создать творческую работу.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы и художественных произведений, анализ экспериментального материала, обобщение, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.


Глава I. История лоскутного шитья

1.1 История возникновения и развития лоскутного шитья

Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое - аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани - фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях (19).

Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников (9).

В Европу техника лоскутного шитья была занесена скорее всего с Востока, вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и различные одежды. В Америку техника лоскутного шитья попала в конце XVIII века вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества (9).

Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк) как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики

В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи (19).

Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов (см. приложение 3, рис.1, 3). Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой (см. приложение 3, рис.2, 4, 5).