Смекни!
smekni.com

Культура в эпоху Просвещения (стр. 1 из 5)

Культура в эпоху Просвещения

Содержание

Введение

1. Просвещение с общей точки зрения

1.1 Основные идеи и принципы Просвещения

1.2 Эпоха разума

2. Просвещение в России

2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию

2.2 Просвещение в российских условиях

2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение

2.3 Идеи Просвещения и русское православие

2.4 Идеи Просвещения и патриотизм

3. Наиболее известные просветители

3.1 Россия. Радищев

3.2 Россия: Новиков

3.3 Франция: Вольтер

3.3.1 Литературное творчество. Драматургия

3.3.2 Литературное творчество: Поэзия

3.4 Германия: Гете

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".

В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

В Европе рождается война между образованной властью и малообразованным, но ставшим активным, благодаря книгам, населением. Эта война приводит к созданию первой буржуазной республики в Голландии. И тут для всех монархий становится необходимым защищаться от влияния республик. Например, в самом большом королевстве Европы во Франции фактический правитель Кардинал Ришелье публикует единые требования к искусству: воспитывать граждан королевства по образцам героев античности. А из правил Ришелье появляется новое направление классицизм. Со 2ой половины 17 века и до конца 18 в Европе побеждает идея просвещения (воспитание народа искусством).

Итак, что же такое "эпоха просвещения"? На каких личностях она построена? И как она изменила умы людей? - на эти и другие вопросы вы найдете ответы в последующих темах.

1. Просвещение с точки зрения истории

Просвещение- это широкое культурное движение в Европе и Северной Америке 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Германия и Англия (где оно и возникло). Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как "мужества пользоваться своим собственным умом" говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.

Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

1.1 Основные идеи и принципы Просвещения

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты, суть- это единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс во мнениях о религии: практический атеизм2 Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм3 Вольтера, умеренный деизм Д'Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный "деизм сердца" Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская4 квази-церковь5 с ее ритуалами. Гносеологические6 различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма7 локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм8 мог носить механико-материалистический характер, но не исключался скептический и даже спиритуалистический вариант. Онтология9 интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма10), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога- первопричины. Только в "Системе природы" Гольбаха дана догматическая11 картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной12 цивилизации современного Запада.

1.2 Эпоха разума

Годы жизни Дефо (1660-1731) совпали со временем бурного развития науки, буквально прервернувшей все представления средневекового человека об окружающем мире. На протяжении 16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор европейца: мир стремительно увеличивался. Если в 15 в. хорошо известные в Европе земли простирались от Индии до Ирландии, то к началу 19 столетия испанцы, англичане, голландцы, французы владели всем миром. Полоса выдающихся открытий, начатая Николаем Коперником, была продолжена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. В результате их трудов к концу 17 в. прежняя картина мира стала вчерашним днем даже в глазах обывателей: Земля - библейское средоточение, мироздание - из центра вселенной превратилась в один из немногих спутников солнца; само же Солнце оказалось лишь одной из звезд, дополняющих собой бесконечный Космос.

Так родилась наука нового времени. Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своими основами эксперимент, математический расчет и логический анализ. Это привело к появлению нового мироведения, в котором понятие "разум", "природа", "естественный закон" стали главными. Отныне мир виделся гигантским сложным механизмом, действующим по точным законам механики (не случайно механические часы – любимый образ в сочинениях государствоведов и политиков, биологов и врачей в 17-начало 18 вв.). В столь хорошо отлаженной системе почти не оставалось места для Бога. Ему отвели роль зачинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые Творец создал всеобщими, неизменными и доступными для познания. Это учение получило название деизм, имело много последователей среди естествоиспытателей 17-18 вв.

Но, пожалуй, наиболее важным шагом, на который отважилась новая философия, стала попытка распространить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилось и крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластна неизменным естественным законам. Их нужно только обнаружить, записать, добиться точного и всеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совершенного общества, построенного на "разумных" основаниях,- залог будущего счастья человечества.

Поиски природных законов развития общества способствовали возникновению новых учений о человеке и государстве. Одно из них - теория естественного права, разработанная европейскими философами 17 в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное равенство людей, а стало быть, и естественное право каждого человека на собственность, свободу, равенство перед законом, человеческое достоинство. На основе теории естественного права складывался и новый взгляд на происхождение государства. Английский философ Локк считал, что переход некогда свободных людей к "гражданскому обществу" - результат "общественного договора", заключенного между народами и правителями. Последним, согласно Локку, передается некоторая часть "естественных прав" сограждан (правосудие, внешние сношения и т.п.). Правители обязаны защищать остальные права – свободы слова, веры и право частой собственности. Локк отрицал божественное происхождение власти: монархи должны помнить, что они – часть "гражданского общества".

Началась целая эпоха в истории культуры Запада, принесшая с собой новое, глубоко отличающееся от средневекового, понимание мира и человека. Ее назвали эпохой Просвещения – по наименованию мощного идейного течения, которое к середине 18 в. широко охватило страны Европы и Америки. В 18-19 вв. оно оказывало сильное влияние на науку, общественно-политическую мысль, искусство и литературу многих народов. Вот почему 18 столетие вошло в историю Век Разума, Век Просвещения.

Это движение представляли выдающиеся философы, ученые, писатели, государственные и общественные деятели разных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники, адвокаты, преподаватели, торговцы и промышленники. Они могли придерживаться различных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться к разным вероисповеданиям или отрицать существование Бога, быть стойкими республиканцами или сторонниками легкого ограничения монархии. Но всех их связывала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливого общества мирным, ненасильственным путем. "Просвещение умов", цель которого – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества, продвинуть их мира и самих себя, - вот в чем суть Просвещения и главный смысл деятельности просветителей.