Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 10 из 15)

Идейной основой византийского общества, как и общества западноевропейского, было христианство. Однако в Византии, в отличие от Западной Европы, церковь была подчинена государству и почти полностью зависела от императора, который созывал церковные соборы, определял состав их участников и круг вопросов, подлежащих обсуждению, а также утверждал принимаемые ими постановления.

Христианство существовало в Византии в форме православия. Церковные богослужения превратились здесь в пышную мистерию: в храмах сияли тысячи свечей и лампад, озарявших темные лики икон, золото мозаик, драгоценную утварь. Эмоциональное воздействие многократно усиливалось музыкой, которая занимала особое место в жизни византийского общества. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Монастыри в Византии были богаты, а монашество — очень многочисленным. Быть монахом было почетно, и нередки бывали случаи, когда несколько крестьян объединяли свои земельные участки и основывали свой монастырь.

Особенностью христианской истории Византии было иконоборчество — движение 8-9 вв., направленное против культа икон, и противоположное ему иконопочитание. Иконопочитатели в 10 в. все же взяли верх над иконоборцами, однако огромная часть иконописного наследия к этому времени было безвозвратно разрушена.

Ведущая роль церкви нашла отражение во всех сферах жизни Византийского общества — развитии наук, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. Науки, которые до 9-10 вв. развивались вполне плодотворно на накопленной античной базе — история, медицина, философия — все больше попадали под влияние христианской идеологии. В 9 веке патриархом Фотием был составлен знаменитый Мирибиблион - сборник аннотаций к 280 произведениям античных и византийских авторов и части их произведений. Изобразительное искусство, также носившее преимущественно церковный характер, отличала символическая манера письма и отсутствие реализма в изображении.

Великолепными были предметы прикладного искусства — священные сосуды, вазы, чаши, кувшины, лампы, украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

В архитектуре широкое распространение получили купольные базилики и крестово-купольные храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 6 в. храм святой Софии, поражавший своей величиной и роскошью. Для его украшения использовались золото, серебро, слоновая кость, мрамор всех цветов — белый, розовый, зеленый, голубой. После завоевания Константинополя турками храм был превращен в мечеть.

Культура Руси в эпоху Средневековья

Русь как государство сформировалось в 9 веке, таким образом, период Средневековья вмещает в себя не только средневековую, но и Древнюю Русь. Исконное население Древней Руси — славяне, составлявшие одну из наиболее многочисленных групп индоевропейских племен. От имени одного из древнеславянских племен — Рос или Рус — произошло общее название народа.

Культура Древней Руси

Дохристианский период Столицей Древнерусского государства - Киевской Руси - был Киев, большой и богатый город, место проживания великого князя и его дружины, другой крупный центр — Новгород. Изначально жители Киевской Руси поклонялись разным богам. Главой языческого пантеона был Перун, бог громовержец, покровитель князя и дружинников. Важными божествами были бог ветра и бурь Стрибог, бог неба Сварог, бог солнца Дажбог, бог скота и богатства Велес, бог плодородия Ярило, а также богиня Мокошь, покровительница женщин. Культы богов обслуживали жрецы — волхвы. Они приносили богам жертвы — клали требы. В честь богов ставили идолов. Было много языческих праздников, у каждого - свой ритуал: обряды, песни и танцы, заклятия, гадания. Основное содержание праздников — магические призывы данного божества, служение ему в надежде на его последующую помощь, а затем его проводы.

Крещение Руси В 988 году произошло важнейшее событие в культурной жизни народа — принятие христианства. Оно пришло на Русь из Византии в форме православия и предопределило дальнейшее развитие страны на многие столетия вперед. Началось строительство храмов, одним из первых был Софийский собор в Киеве (начало 10 в.). Появляются и монастыри, быстро превратившиеся в центры образования и летописания. В основе летописей — исторические предания, песни, официальные источники — акты, договоры, завещания, погодные записи. Первым русским летописцем и, следовательно, первым историком был монах Нестор (11- начало 12 вв.), труд которого — знаменитая «Повесть временных лет». Большое значение для Руси имела и переводная, прежде всего церковная литература: через Византию на Русь стали проникать произведения, появившиеся в Сирии, Египте, Италии. Появляются и первые крупные сочинения древнерусских авторов: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и «Поучение» Владимира Мономаха. Все это стало возможным благодаря распространению на Руси письменности — кириллице, названной так по имени ее создателя болгарского просветителя монаха Кирилла.

Высокого уровня в Древней Руси достигло искусство ремесленников, в том числе ювелиров, которые работали в стиле чеканки, черни, зерни, эмали и филиграни.

Фрески и мозаика этого периода, украшавшие стены храмов и княжеских дворцов, отличаются яркостью красок, искусным подбором тонов, стремлением отобразить реальную жизнь.

Культура русских княжеств 12-13 веков

В начале 12 века на Руси начинается период феодальной раздробленности. Русские земли обосабливаются друг от друга, следствием чего появление местных особенностей в развитии культуры.

Особой пышностью, красотой и изяществом отличались храмы Владимиро-Суздальского княжества: величественные Дмитровский и Успенский соборы, удивительно гармоничная и безупречно пропорциональная церковь Покрова-на-Нерли, считающаяся лучшим творением русского зодчества 12 века. В целом это было время начало расцвета церковной архитектуры, храмы возводились из камня, и обычной стала техника ажурной каменной резьбы.

Местные мотивы проявились и в живописи. Так, в Великом Новгороде и Пскове отчетливо видны черты народного искусства — яркость красок, стремление к реалистичности в изображении.

Местные особенности проявились и в развитии языка: появились диалекты, возникли начальные элементы русского, белорусского и украинского языков. Обособляется и летописание — летописцы все менее интересуются тем, что происходит у соседей, и описывают в основном местные события. Впрочем, по-прежнему все русские летописные своды в качестве первой своей части включают в себя «Повесть временных лет». Величайшим творением древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (конец 12 в.).

Важнейшим фактором, повлиявшим на события этого периода, было установление на Руси татаро-монгольского ига (1240 г.), результат которого - разорение ряда русских городов, истребление ремесленников, потеря многих знаний и навыков и общий упадок культуры.

Культура Руси 14 — 15 веков

Это было время восстановления русских земель и быстрого возвышения Москвы, возглавившей борьбу за освобождение от татаро-монгол и ставшей центром формирующегося единого государства. Облик Москвы резко меняется — во второй половине 14 века здесь строятся каменные стены и положено начало созданию кремлевского архитектурного ансамбля. В конце 15 века главными зданиями в московском кремле были соборы: Успенский, в котором проводилась главная государственная церемония — коронация (венчание) на царство и оглашались важнейшие государственные указы, Благовещенский - домовая церковь великокняжеского дворца, Архангельский — усыпальница великих князей. Ансамбль был дополнен Грановитой палатой, которая использовалась для приема гостей, и церковью Ризоположения, служившей домовой церковью московских митрополитов.

Русская церковная живопись переживала период расцвета. Великими художниками были Феофан Грек, родом из Византии, знаменитый своими новгородскими фресками и умением передавать божественный свет; Андрей Рублев, автор всемирно известных ныне икон «Троица», «Спас Ярое Око», «Спас нерукотворный».

Вместе с Андреем Рублевым работал Даниил Черный, расписавший Успенский собор во Владимире.

Литература, как и все другие сферы древнерусской культуры, носила церковный характер и фиксировала важнейшие факты русской жизни. Так, победе русских войск на Куликовском поле рассказывается в «Задонщине», воинской повести конца 14 века. К этому времени относится начало развития книжного дела на Руси — на Русь стали ввозить бумагу, материал более удобный для письма чем береста, и значительно более дешевый чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, увеличилось число грамотных, продвинулось вперед развитие научных знаний. В 1441 году был составлен Хронограф — обзор всемирной истории, в котором русская история была представлена как часть истории всех славянских народов.

Русская культура 16 века

В это время на Руси формируется единое централизованное государство, начинают сглаживаться культурные различия регионов, Москва окончательно приобретает статус главного города страны. Укрепляется власть великого князя московского, который с 1547 год становится царем. В Москве возводятся новые храмы и здания гражданской архитектуры, Китай-город, укрепления по линиям Бульварного и Садового кольца. Распространяется шатровый стиль, выдающимся памятником которого является Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (Церковь Покрова «что во рву»), возведенный в честь взятия в 1552 г. Казани: