Смекни!
smekni.com

Общая характеристика искусства Северного Возрождения (стр. 7 из 7)

Вывод: Творчество Ван Эйка, отличается вниманием к материальной стороне мира, живостью и непосредственностью в восприятии окружающей среды, однако в большей степени подчинено религиозной идее. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания. Произведения Босха полны причудливых фантастических существ, дико винных монстров, которые усложняют смысл изоб раженного, порождая множественность интерпрета ций; но у него же встречаются и образы удивительной лирической красоты. Искусство Босха порождено кризисным временем, когда претерпевала крах вся система средневековых нравственных ценностей, выдвигались идеи реформирования церкви, рожда лись новые научные концепции мироздания. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками.


Заключение

В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV–XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, стремившегося соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Мистицизм и отстраненность, присущие живописи мастеров Северной Европы, сочетаются с элементами конкретики: художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая ее детали. Основоположниками Северного Возрождения по праву считаются нидерландские живописцы братья Ян ван Эйк и Хуберт ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, работавшие в XV в. По своей стилистике живопись Северного Возрождения неоднородна: в Нидерландах она отличалась чертами пантеизма и натурализма, в Германии ей был свойствен мистический спиритуализм (что особенно заметно в творчестве М. Грюневальда), а во Франции — сенсуализм.

Список использованных источников

1. Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.

2. Баттилотти Д. Босх — М: «Белый город», 2000.

3. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

4. Гармаш К.С. Живопись северного ренессанса. М., 1965.

5. Герщензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.

6. Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.

7. Гладич П.П. История искусств. Северное Возрождение. Издательство Эксмо 2009.

8. Даниэль С. Нидерландская живопись. Аврора. 2001.

9. Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

10. Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965;

11. Климов P. Питер Брейгель. — М., 1959.

12. Левицкий А.С. Живопись Нидерландов. М., 1995.

13. Мартин Г. Босх. М., 1992

14. Мосин И.Г. Мировое Искусство. Мастера северного возрождения. Издательство Кристалл. 2006.

15. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.

16. Скляров К.В. Нидерланды. Издательство Эксмо. 2000.

17. Солохин А.А. Северное возрождение. М., 1976.

18. Степанов А.В. Искусство эпохи возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. Новая история искусств. Издательство Азбука-классика. 2009.

19. Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.

20. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.