Смекни!
smekni.com

Процесс становления и развития библиотеки в России как учреждения культуры (стр. 4 из 9)

1.5 Библиотечное дело в первой половине XIX века

В России усиливается разложение феодально-крепостнических отношений, силу набирают капиталистические идеи. Рост просвещения, печати и книжной торговли создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития библиотечного дела. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей из купечества, мещанства, разночинцев.

Царское правительство, побуждаемое развитием производительных сил, принимает меры к открытию научных, учебных и других специальных библиотек. Однако остро ощущалось необходимость открытия публичных библиотек, однако царизм, боясь распространения антиправительственных взглядов, ограничивал эту деятельность, был усилен надзор за книгопечатанием, книжной торговлей и состоянием фондов библиотек.

Министерство духовных дел и народного просвещения образовало научный комитет, одной из задач которого была рекомендация книг для библиотек учебных заведений, общественные библиотеки могли приобретать только книги, изданные его типографией. В 1824 году в результате проведенной ревизии библиотек учебных заведений было сожжено сотни книг «противных вере, правительству и нравственности». Широкое распространение получили религиозные и мистические книги, с 1826 года повсеместно открываются церковные и церковно-приходские библиотеки.

Опасаясь, что публичные библиотеки могут быть использованы для «разглашения вредных толков» или «совершения каких-либо злых умыслов» против самодержавия, правительство установило за ними строгий контроль и разрешило открывать только на добровольные пожертвования граждан. В 1850 году было отменено право научных библиотек беспрепятственно получать иностранные издания из-за границы. В результате усилившегося надзора правительства Николая I, многие публичные библиотеки прекратили свое существование.

Цензурному надзору и жандармским репрессиям подверглись и коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения. В результате проведенных ревизий многие владельцы этих учреждений были арестованы и подвергнуты репрессиям.

Научные и специальные библиотеки развивались в эти годы несколько успешнее, возросло их число при учебных заведениях, к началу 30-ых годов в России имелись 62 гимназических библиотек и несколько десятков библиотек при уездных училищах. Открылись библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров в Петербурге, ремесленного училища в Москве. Научные библиотеки образовывались при научных обществах – Обществе истории и древностей российских, Обществе испытателей природы, Минералогическом обществе в Москве и Петербурге.

Открылось пять новых университетских библиотек в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте, Киеве, которые имели право беспрепятственно выписывать книги и периодические издания из-за границы, но комплектование их фондов осуществлялось бессистемно и зависело в основном от добровольных пожертвований. Фондами университетских библиотек могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университетов, для студентов создавались специальные «казенные» библиотеки, комплектовавшиеся преимущественно учебниками и справочниками под строгим надзором правительства.

В 1814 году в Петербурге открылась Публичная библиотека (ныне Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина), предназначавшаяся для «любителей учености и просвещения», имевшая 300 книг на русском языке, составлявших 1% от общего фонда, после предоставления права на получение обязательного экземпляра это количество резко возросло.

Публичная библиотека в первой половине XIX века была малодоступным для населения учреждением, не удовлетворяла растущих запросов читателей и не выполняла своего назначения как национальная библиотека.

По-прежнему, но в меньшем количестве открываются коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения, наибольшей известностью пользовалась открытая в 1815 году библиотека А.Ф. Смирдина, ставшая своеобразным литературным клубом для писателей того времени.

По инициативе населения в некоторых губернских и уездных городах в первой четверти XIX века возникают общественные публичные библиотеки, организуются клубы и общества любителе чтения, члены которых на свои средства выписывали книги и периодические издания. Губернаторы, отвечавшие за деятельностью библиотек, и дворяне безынициативно относились к этому занятию, в результате чего многие города России ещё на долгие годы оставались без этого учреждения культуры.

Всего, вместо предполагавшихся 52 была открыта 31 губернская публичная библиотека 8 – в уездных городах [приложение]. Как правило, библиотеки обслуживали читателей и через абонемент и в читальных залах. Однако теснота помещений и высокая плата за чтение не способствовали притоку новых читателей.

Политика репрессий, административного и цензурного надзора за библиотеками крайне отрицательно отразилась на состоянии библиотечного дела в России. Правительство практически не допустило широкого развития публичных библиотек в губернских и уездных городах, лишило их фонды выдающихся произведений общественно – политической тематики, вызвав тем самым реакционные идеи среди населения [приложение].

1.6 Библиотечное дело во второй половине XIX века

Россия вступила в новую фазу исторического развития – в эпоху промышленного капитализма, вызвавшую сдвиги в экономической, политической и культурной жизни страны. Царское правительство, убедившись в невозможности сохранения старых порядков, вынуждено было отменить крепостное право и провести ряд ограничительных буржуазных реформ в области культуры и просвещения. Правительство старалось направить общественное движение за открытие библиотек в «законное русло», устанавливало за ними неусыпный надзор.

Произвол царских чиновников, имевших право запрещать открывать публичные библиотеки, крайне отрицательно сказывался на развитии сети данных учреждений. Надзор за библиотеками велся со стороны министерства внутренних дел, губернаторов, министерства народного просвещения, духовного ведомства. С 1844 года «временные правила» предписывали назначить ответственное лицо за деятельностью библиотеки, смена которого разрешалась только властями, который имел возможность при неугодных ему обстоятельствах закрыть библиотеку.

С 1884 года стали издаваться «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы… в публичных библиотеках и общественных читальнях», в их списки попали произведения по крестьянскому вопросу, рабочему движению, истории революции, социалистических учений в России и за рубежом. Эти издания можно было получить в научных библиотеках или книжных магазинах, доступ в которые был разрешен только интеллигенции, исключая учащихся. С 1890 года ученый комитет по согласованию с духовным ведомством стал издавать каталоги книг и периодических изданий, допущенных к чтению, в их число вошли монархическая, религиозно – нравственная литература, официальные и справочные издания министерства.

Общее число книг, разрешенных для бесплатных народных библиотек к середине 90-ых годов, составило 3 тысячи, то есть 3,3% изданных на русском языке. Из ежегодно издававшихся книг народные библиотеки могли приобрести не более 10% и 17% периодических изданий черносотенного и монархического характера.

Противодействую народным библиотекам и читальням, правительство поощряло открытие церковноприходских библиотек, число которых в 1893 году дошло до 22 тысяч по сравнению с 60-ми годами – 12,5 тысяч. Однако они не пользовались успехом у населения.

Царское законодательство стесняло развитие общественного пользования книгами в стране, обедняло книжные фонды народных и общественных библиотек, снижало их общественную и культурную ценность. Против политики царизма в области библиотечного дела непримиримо боролись революционно – демократические круги общества, использовавшие библиотеки и читальни для революционной пропаганды.

По-прежнему увеличивалось коммерческих библиотек и кабинетов для чтения, доступных только для состоятельных кругов населения, многие из них были переполнены книгами невысокой идейно-политической ценности, романами и приключенческой литературой. Открывались библиотеки, доступные только определенным сословиям.

Для второй половины XIX века характерен рост общественной инициативы в области библиотечного дела. Публичные библиотеки в губернских и уездных городах, основанные буржуазно - демократической интеллигенцией, городскими и земскими органами самоуправления, назывались общественными, но находились под административно-полицейским надзором, их работа строго регламентировалась реакционным законодательством, ощущался острый недостаток в новой литературе. Книжный фонд подавляющего числа библиотек не превышал 5 тысяч экземпляров.

Публичные общественные библиотеки оказывали известную помощь читателям в самообразовании и чтении. В некоторых из них устраивались публичные лекции, литературные вечера и чтения, платные концерты и спектакли, средства от которых использовались на содержании библиотек.

В начале 70-ых годов был поднят вопрос об организации бесплатных библиотек для обслуживания рабочих и крестьян, о допуске грамотных крестьян в библиотеки сельских начальных училищ, решающую роль в решении этих вопросов играли земства. К концу века было открыто более 3 тысяч народных библиотек и читален, основной целью которых было идеологическое порабощение трудящихся. Не смотря на довольно ограниченные фонды подобных учреждений, спрос на них был довольно высок. Особенно в среде учащихся.

Развитие науки и культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства содействовало возникновению новых научно-исследовательских учреждений и учебных обществ, высших и средних специальных учебных заведений, что в свою очередь потребовало расширения сети научных и специальных библиотек. В 1862 году открывается Публичная библиотека Румянцевского музея в Москве, её книжный фонд, благодаря добровольным пожертвованиям составляет 500 экземпляров, средняя годовая посещаемость в 1883 – 1896 годах составила около 27,5 тысяч.