Смекни!
smekni.com

Керамические сосуды античности (стр. 4 из 6)

В композициях конца 5 в. до н. э. это привело к попыткам заменить живописно-графическое изображение того или иного персонажа рельефным. Возникали сосуды, где одну сторону покрывала краснофигурная роспись, а другую - рельефные сцены. По существу, такие керамические изделия представляли как бы промежуточное звено между обычными и фигурными вазами.

Знаменитый образец такой керамики найден на таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории. Не исключено, что фигурный сосуд в виде сфинкса (рис.13), хранящийся в собрании Эрмитажа, был сделан какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.

Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и с поднятыми передними. Как и другие фанагорийские сосуды, ваза со сфинксом односторонка. Фигура объёмная, но левая её сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом.

Керамические сосуды в позднюю классику (4 в. до н.э).

В целом рассвет монументальной живописи привёл в самом конце 5 – начала 4 века до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодность средств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанесло ущерб графической чёткости, отличавшее шедевры греческой керамики. Роспись начинают заменять намёками, ярко раскрашенными и рельефными фигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, это уже не расписная керамика. Налепы могли быть красного, голубого, белого и даже желтого цветов. Применение различных красочных тонов вызывается полным упадком краснофигурной техники вазописи.

Большие любители греческой расписной керамики, этрусские считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то может определила общее развитие этрусской монументальной живописи.

«В некрополе Панское 1 обнаружено погребение молодой женщины. В правой руке она держала сетчатый лекиф, датировка которого 4 в. до н. э., его первой половиной, не вызывает сомнения. Около кисти левой руки лежал краснофигурный глубокий килик (рис.14). Он имеет примечательное изображение. На стороне А: юноша в лавровом венке сидит на грифоне, скачущем вправо. На стороне Б сюжет более обычен: стоящая женщина с тирсом в левой руке - менада. Форма сосуда, его размеры, характер венчика, профилировка ножки свидетельствуют о том, что килик относится к группе толстостенных киликов конца 5 - начала 4 в. до н. э. Хотя, он ближе всего к чашам, которые датируются четырёхсотым годом или началом 4 в. до н. э. Это видно при изучении содержания сюжета, а также качества рисунка и о возможности отождествить его с работами рисовальщиков этого времени».

В некоторых областях, точнее Фасос, Гераклея, Синопа, Аканфа, было найдено большое количество амфор. В том числе, аттическая краснофигурная гидрия (4 в. до н. э.), с рельефными фигурами Афины и Посейдона, найденного в Керчи. Представляет интерес для истории искусства на этой вазе лишь то, что мы видим воспроизведения более не существующих скульптурных групп западного фронтона Парфенона.

В 4 веке до н. э. боспорские правители и богачи, в том числе, местная и варварская знать, стали главными покупателями расписной аттической керамики. Больше всего греческих ваз этой эпохи найдено в Керчи и многие хранятся в музеях нашей страны. «Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется керчинским» [8,с.201].

Заканчивая обзор греческого классического искусства, хочется упомянуть ещё об одном замечательном памятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это знаменитая на весь мир Италийская ваза 4 в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании). Она названа за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» (рис.15), и, хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающая высшее достижение греческой пластики. Главное, в чернолаковой вазе из Кум – это её действительно безупречные пропорции, стройный контур. Поражают общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившиеся рельефы яркой раскраски), посвящённые культу богини плодородия Деметры. Здесь же изображены знаменитые Элевсинские мистерии, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизирую смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы, печали.

Керамика эпохи эллинизма 3 – 1 века до н. э.

«Художественная керамика Александрии получила широкое распространение за её пределами. Расписные александрийские вазы находят в различных эллинистических городках, в том числе в античных поселениях Ольвии, Боспора, Херсонеса. Создано много различных изделий, украшенных рисунками, выполненные эмалевой краской, поражающие яркостью тонов, орнаментальностью узоров, сложностью красочных сочетаний. Памятники александрийского искусства наряду с пергамскими, родосскими, афинскими дают представление по характеру сложного и противоречивого художественного процесса в период эллинизма основано на тесном слиянии греческих и местных форм, на новых отличавшихся от классических эстетических принципов» [13,c.256].

«В Северном Причерноморье последней четверти 4 – первая треть 3 века местами нахождения амфор являлись: Херсонес, Фасос, Гераклея, Синопа. А во второй трети - конце 3 в. до н. э. к ним добавляются местности: Коса, Радоса, Книда. Прекращают изготовление керамической продукции Гераклея, ближе к первой половине 2 в. до н. э. – Фасос. Активность проявляют Родос, Книд и Кос (вторая половина 2 в. до н. э.)» [9,c.11].

В македонскую эпоху у греков изготовление сосудов перестало быть искусством и превратилось в ремесленное производство поделок, главное достоинство которых заключалось в дорогом материале и богатой декоративной отделке.

Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму, на внутренней её поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок. Между бороздками мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму обсушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.

В качестве примера такой посуды можно привести Мегарскую чашу 2 в. до н. э (рис.16). Тонкими лентами обвивают сосуд орнаменты. Они кажутся суховатыми и схематичными, не сравнится с великолепием расписной керамики прежних лет. Как будто мастера вернулись к своим истокам, геометрическому стилю. Лишь единственное отличие – поверхность сосудов заполняется изображениями не полностью, остаётся пустое место возле кромки сосуда.

Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что расписная греческая керамика, как и любое явление, прошла свой путь, который носит циклический характер, имея свое логическое начало и завершение. Начиная с росписей геометрического стиля, продолжая великолепными композициями чернофигурной и краснофигурной техники, она закончила свое существование схематизмом и геометризмом. Однако, последнее явление в эпоху эллинизма существенно отличается от архаического. Если раньше это были плоскостные изображения, то потом, благодаря развитию форм сосудов, лепнины, монументальной скульптуры, они превратились в объемные, и представляли собой лепные полоски, ромбы, круги и прочее.

Уже в этой эпохе, где ваза – это, прежде всего, произведение искусства, а не предмет быта, четко продемонстрирована борьба ремесла гончарного как такового и керамического искусства, выраженного в расписной керамике, в изящных формах и пропорциях сосудов. Мы видим, например, что утилитарное значение, то есть применение их как только посуды, а не предмета любования, становится основным. Потеря своего характера греческой культурой говорит нам о замене ее другой. Совершенно иной путь призвана пройти древнеримская культура.

2. Керамические сосуды Древнего Рима

История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов, причём на языке римлян – латинском – говорила лишь небольшая часть Средней Италии (Лациум). Ещё более значительной стала этническая пестрота в римском государстве после обширных завоеваний.

Согласно античной традиции, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, на Палатинском холме. Археологические раскопки, производившиеся в нынешнем столетии на названном холме, обнаружили там остатки бедного поселения 7 в. до н. э., подтвердив справедливость основного зерна древнего предания.

Этрусская керамика раннего периода (12 - 1-ая половина 6 вв. до н.э.).

«Раскопки акрополя Лавиния дали керамику 12 – 11 вв. до н. э. и доказывают, что место это было известно задолго до возникновения здесь крупного городского центра. Известна урнами, характерными для данной культуры, Виллианская область. Урны-канопы – это сосуды в форме крутобокой амфоры с крышкой для хранения пепла усопших. Подобные вазы уподоблялись культовым сооружениям, имеют вид обычных жилых построек и украшены в верхней части лепными фигурками (шлемами, головами животных, птиц и людей). Поверхность урны расширялась в центре, и расписывалась меандрами, треугольниками, квадратами и полосами. Один из таких примеров – это виллиановская урна (рис.17). Позже орнамент на канопах был вытеснен и представлен горизонтальными полосами или рядами фигур людей и животных.