Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура (стр. 2 из 5)

Высокие патриотические идеалы, гуманистический пафос, являющийся примечательной чертой передовой русской культуры, ставит памятники народного зодчества в число шедевров национального искусства.

Еще несколько десятилетий назад, в 19 веке, народное деревянное зодчество – даже лучшие церкви и соборы, не говоря уж о гражданской, жилой архитектуре, - вообще не рассматривалось как явление большого искусства. Те сооружения, которые сейчас стали для нас замечательными памятниками национального искусства, находились тогда в ведении официальной церкви, менее всего обеспокоенной исторической ценностью и сохранностью этих бедных, отдаленных приходских храмов. Еще в свое время Виссарион Белинский писал, что знаменитейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их. По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси.

Древнее народное зодчество для нас непросто драгоценное наследие, не «мертвый капитал», а один из животворных источников развития современной архитектуры.

К сожалению, лишь самая незначительная часть огромных культурных ценностей, созданных на Руси в это время, дошла до нас. И это не удивительно, если вспомнить о постоянных междоусобицах и о таком стихийном бедствии, как пожары, от которых жестоко страдали деревянные древнерусские города. Достаточно сказать, что, например, Новгород горел более ста раз, а Псков только с 13 до начала 17 века выгорал двадцать восемь раз.

Охрана памятников искусства и старины является сейчас государственной политикой. Все наиболее ценные и значительные произведения взяты на учет и под государственную охрану. Середина и вторая половина 20 века – периода невиданного развития и широчайшего наступления технического прогресса – поставили перед Россией серьезнейшие вопросы. Как уберечь и сохранить сегодня хрупкие и недолговечные, ныне, уже практически бесполезные памятники деревянного зодчества – церкви и часовни, колокольни и избы, мельницы и амбары? Уберечь от огня и воды, разрушительных сил природы и равнодушия людей, глухих к языку большого искусства.…Этот вопрос волнует сейчас специалистов и всех любителей прекрасного во многих и многих странах мира.

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Трудно установить, когда началась практика летописей. Можно лишь с уверенностью сказать, что она утвердилась с того времени . когда окрепла государственная власть в крупных политических центрах и особенно когда Киев стал столицей большого русского государства, то есть со второй половины девятого века.

Давно уже в нашей специальной по истории летописания литературе установилось положение, что краткие заметки о крупных событиях делались отрывочно, без установления связи между ними. Этого требовал княжеский двор, центр, откуда расходились нити княжеского управления Русской землей и где решались и осуществлялись вопросы внутренней и международной политики.

Эти записи велись у нас на Руси задолго до составления первого обобщающего труда по истории Русской земли.

По мере расширения международных связей Руси, по мере усложнения аппарата и техники управления страной необходимость точно фиксировать политические события должна была делаться все более и более настоятельной. В 12 столетии летописание появляется почти в каждом крупном городе, что выражало самостоятельность отдельных княжеств. Нам известны летописи «младшего брата» Новгорода - Пскова; известно летописание Владимира и Ростова. Летописи велись и в юго-западном регионе - в Галиче, Владимире Волынском и в Пинске.

Летописей было значительно больше, но многие из них погибли в половецких наездах и, особенно в пожарах русских городов во время «татарщины». Известны случаи, когда каменные подклети до самых сводов наполняли книгами, чтобы уберечь их, но они все же гибли в огне…

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X века и была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право, и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им сподручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или к монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слышали. Эти записи вместе с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах или событиях были сведены в отдельные своды, в дальнейшем пополнявшиеся и видоизменявшиеся до тех пор, пока не составился тот первый дошедший до нас свод, который носит заглавие: «Се повести времяньных лет, откуду есть, пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала, есть «. Этот свод дошел до нас в позднейших летописных памятниках, где он вошел в соединение с последующими сводами.

Были в те времена имена, успевшие стать символами. Таково и имя Нестора. Нестор - не поэт и не первоклассный оратор. Это только мастер своей специальности, человек, много учившийся, много знающий и умеющий структурно литературно оформлять свои мысли. Не вещие персты возлагал он на живые струны. В его руках было только перо, и… великий русский язык - инструмент. Уже тогда достаточно совершенный, позволяющий автору просто, правдиво и доходчиво изображать «своих отцов минувшую судьбу». Он умеет критически разбираться в фактах. Он же создает их связь и восстанавливает хронологию.

Нестор- это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений.

Даже те, кто сомневался в наличии Нестора-летописца, должны признать, что имя великого старца не только живет, но популярно, как имя Гомера. Нестор не только вздумал стать историком своего народа, но и стал им потому, что был к этому подготовлен своим образованием, а труд его был облегчен специальной работой его предшественников; литературный русский язык к этому времени был уже настолько развит, что вполне мог служить требованиям, как научной книги, так и поэтического произведения любого жанра.

«Повесть временных лет» - это одно из произведений человеческого гения, которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, равнодушно ее не читают и сейчас.