Смекни!
smekni.com

Басандайская культура: тайны прошлого (стр. 3 из 4)

Тело помещалось в «гробу» или без дополнительных вместилищ на месте погребения горизонтально и ориентировалось головой в пределах северо-восточного сектора, реже в границах юго-западного сектора. Присутствуют и единичные случаи направления тела головой на юг, юго-восток и северо-запад. После помещения тела на месте погребения размещали сопровождающий инвентарь: предметы быта, орудия труда, оружие, предметы культа, «живой инвентарь». Наборы инвентаря в мужских и женских погребениях резко различаются по своему составу. Для мужских погребений характерно наличие оружия, кельтов, ножей, кресал. Из деталей одежды встречены пряжки. Украшения представлены кольчатыми серьгами или височными кольцами. В женские погребения клали бытовой инвентарь (ножи и игольники). Украшения сопровождают все женские погребения, хотя наряду с богатыми уборами имеются и несколько бедных, содержащих небольшое количество бус и подвесок. В одно из женских погребений было помещено оружие. Сопровождающий инвентарь у детей очень бедный. В погребениях младенцев он или отсутствует или представлен парой костяных, стеклянных или каменных бусин, реже бронзовым кольчатым височным кольцом у черепа, то есть украшениями одежды и головного убора. У детей старше 3 лет, вероятно, девочек сопроводительный инвентарь представлен украшениями (бусы, подвески, серебряные перстни и браслеты, бронзовая пронизь и др.) и 2 железными предметами. Часто в погребениях детей присутствуют орнаментированные и неорнаментированные астрагалы мелкого рогатого скота. В двух погребениях на груди ребенка лежал железный крюк. Вероятно как астрагалы, так и крюки можно связать с конструкцией колыбели, с крюками для подвешивания и оберегами. В ряде случаев в погребение помещали коня или предметы конской упряжи. Нами выявлены 3 формы сопогребения коня с умершим человеком: 1) погребение с целой лошадью; 2) помещение в могилу шкуры (черепа и конечностей) коня; 3) погребение конского снаряжения. На могильнике Санаторный–1 захоронения коней и сбруи коня встречены в 9 погребально - поминальных комплексах из 27 исследованных (в 8 случаях в могилах и в 2 случаях под насыпью кургана). Кроме того, в 2 случаях несколько костей ног лошади обнаружены в заполнении грабительских ям над погребениями людей. Таким образом, на могильнике Санаторный–1 лошадь или детали конской упряжи присутствуют в одной трети погребальных комплексов и почти в половине многомогильных курганов, которые мы склонны считать семейными усыпальницами. Судя по размерам могил и составу инвентаря, захоронения коней сопровождали основные погребения этих курганов, принадлежащие, возможно, главам семейств, как мужчинам, так и женщинам. Все мужские захоронения – воинские. Женские погребения характеризуются относительно богатым составом сопроводительного инвентаря.

После размещения тела и сопровождающего инвентаря погребение замыкалось. Для перекрытия непосредственно тела, деревянных и берестяных конструкций, ям на различных уровнях (на уровне ступеньки стены, на уровне частично засыпанной землей ямы, на уровне почвы) использованы берестяные полотнища, поперечные и продольные плахи. В одном случае берестяное перекрытие погребенного в неглубокой яме, вырытой в большой могильной яме, служило подстилкой чучелу коня. В качестве перекрытия могли использовать берестяную "тиску". В качестве окончательной замыкающей поверхности выступала земля. Яму или захоронение на горизонте засыпали землей, часто на уровне почвы присыпали слоем материкового суглинка, вынутого при рытье ямы.

После завершения погребения, в некоторых случаях, рядом с могилой ставили столб. Вертикальные столбы, чаще всего, устанавливали к СВ. от погребения. Исследователи, как правило, связывают их с обычаем устанавливать рядом с могилой коновязь.

Последующие действия, по-видимому, связаны с поминальными действиями, как на стадии сразу после погребения, так и через какое-либо продолжительное время. К ним можно отнести принесение жертв, манипуляции с костями животных, проведение погребальной трапезы. В качестве жертвенного животного выступали лошадь и овца. На могильнике Санаторный–1 к этому типу культовых действий можно отнести находки скоплений черепов и челюстей, конечностей животных, в основном коня, в ямах или на погребенной почве под насыпями курганов. Особенно показательным в этом отношении является размещение в ряду погребений скелета овцы. Кости скелета были помещены между захоронениями ребенка и взрослого на уровне почвы, параллельно погребениям людей. Костяк не полный. В анатомическом порядке лежат кости таза и задних конечностей. Остальные кости перемешаны. Череп отсутствует. В четырех трубчатых костях передних конечностей сделаны отверстия. По-видимому, это пример особых ритуальных действий. В одном из курганов череп овцы без нижней челюсти был установлен в центре погребальной площадки. Вероятно, с жертвоприношением связано помещение над двумя погребениями верхней половины туши старой лошади без костей конечностей. Нестандартным фактом погребальной практики могильника Санаторный–1 можно считать находки фрагментов черепов и челюстей человека вне погребений. Однако отсутствие иных признаков погребального комплекса не позволяет однозначно отнести их к особым видам погребения. Вполне возможно, что эти факты связаны с иными ритуальными действиями, например с жертвоприношениями. Почти в каждом кургане на погребенной почве и в насыпи обнаружены кости животных, преимущественно коня, часто колотые. Иногда на погребенной почве встречаются разбитые сосуды. Такие находки можно рассматривать как остатки поминальной пищи, оставшейся после ритуальной трапезы. Часть этой пищи могла быть положена душе умершего, как присутствующей на церемонии. В качестве следов ритуальных или обыденных (необрядовых) действий выступают следы костров под насыпями курганов. В одном из костров выявлены сгоревшие кости. К каким-то действиям, возможно поминкам, относятся полотнища бересты и деревянные настилы, обнаруженные на уровне погребенной почвы между погребениями. На погребальной площадке одного из курганов выявлены следы сожженных деревянных конструкций. Сооружения представляли собой деревянные прямоугольные рамы в один и, по-видимому, в три венца, ориентированные сторонами на СЗ, СВ., ЮЗ, ЮВ. В границах рам находились жерди, ветки и листы бересты. Вероятно, одна из конструкций имела берестяное перекрытие. В определенный момент сооружение сжигалось, над горящей конструкцией возводилась насыпь. А.А. Адамов относит подобные сооружения к поминальным конструкциям.

После завершения последнего захоронения конкретной группы погребений, над этой группировкой возводилась земляная насыпь. В дальнейшем существующий под курганом ряд захоронений могли продолжить. В этом случае новая насыпь насыпалась на край старой, таким образом, общая насыпь получала вытянутую форму. Далее необходимо остановиться на действиях, которые являются нетипичными для погребальной практики носителей культурных традиций, оставивших могильник Санаторный–1. Они относятся к разным этапам погребально-поминальных действий.

Использование огня. Манипуляции с огнем отмечены на всех трех этапах обрядовых действий. В некоторых погребениях встречены захоронения детей, подвергшихся частичному сожжению на стороне. В первом случае в погребение помещен берестяной короб с останками ребенка. Короб с наружной стороны, кости ребенка сильно обгорели, местами до обугливания. В другом случае в могильной яме найдены фрагменты почерневших костей. Следов воздействия огня на конструкцию могильной ямы в обоих случаях не выявлено. В одном из погребений в углу могильной ямы обнаружены следы костра в виде прокаленного дна, фрагментов углей и прокаленной глины. В некоторых детских погребениях на дно ямы уложены поперечные обгоревшие плашки. Так же к действиям с огнем можно отнести находки углей в некоторых могилах. Зафиксирован еще один вид использования огня. В границах сгоревшей деревянной рамы с берестяным перекрытием следы воздействия огня отмечены на берестяных коробах двух наземных детских захоронений. В обоих случаях короба обуглились, конструкции деформировались, кости детей почернели и посерели.

Вторичные погребения. В нескольких случаях в ненарушенных погребениях отмечено наличие неполных костяков и костяков с низкой целостностью трупа. При этом визуально наблюдается худшая сохранность берестяных конструкций короба. Данные особенности можно связать с временным нахождением трупа, вероятно, заключенного в берестяной «гроб», продолжительное время на воздухе. Это могло быть связано с сезоном смерти и последующего захоронения. В зимний период труп выставляли на поверхности земли, а весной, после оттаивания грунта захоранивали.