Смекни!
smekni.com

Человек как биологическое, социальное и культурное существо (стр. 1 из 2)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Белорусский государственный университет транспорта”

Кафедра “Философия, история, политология”

РЕФЕРАТ

По дисциплине “Культурология”

на тему

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

Выполнила

студентка 1 курса Коровкина А.

Преподаватель Козороз И.Н.

Гомель 2005


Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное существо, делая акцент на определяющем значении социального в иерархии его качеств, биогенетические характеристики оказываются как бы на последнем плане. Но это вовсе не означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — находятся в органической взаимосвязи, определяя целостность человека. Но каждый из компонентов может рассматриваться как относительно самостоятельный, исторически изменчивый внутри самого себя (например, классовая, национальная принадлежность, характер трудовой, коммуникативной, духовной жизнедеятельности), и во взаимосвязи с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека.

Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе требуется ее переосмысление.

Клод Леви-Стросс — один из основных представителей французского структурализма, оценивая взаимосвязь социального и природного, пишет: «Если с появлением общества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, от чувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже в естественном состоянии необходимо приписать существенную способность, которая побуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природна и культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит из одного плана в другой лишь при условии осознания»1.

Суть концепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических, психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле он провозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеет идею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного и рационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообраз современной науки.

В этой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических, культурно-антропологических и структурно-лингвистических исследований, выделяются два важнейших постулата. Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводством простых и скудных условий существования. Во-вторых, человека «нового» и «древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческого разума, социума в целом.

Эти постулаты помогают построить более или менее достоверную версию понимания взаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современного человека.

Биолого-генетические свойства человека — относительно самостоятельная система в иерархии различных уровней структуры личности. Она образует своего рода фундамент, от качества которого зависит и прочность всего здания, и специфика, прочность «лестницы оснований» психологических, социальных качеств, надстраивающихся над ним. Несущие конструкции, взаимосвязи свойств человека также определяются качеством фундамента.

Или другая метафора — сравнение человека с деревом. Если загнивает корневая система, растение погибает.

Призыв Леви-Стросса вернуться культуре к природе в этом смысле чрезвычайно актуален. Ибо биолого-генетические характеристики человека это как раз то основание, фундамент, корни, от которых зависит судьба человека.

Биосфера как основание социосферы сегодня теряет свою несущую способность. Это проявляется в разного рода катаклизмах экологических, демографических — падает рождаемость, население стареет. Неуклонно растет число больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных. Практически отсутствует профилактика заболеваний. До сих пор не научились лечить такие грозные болезни века, как рак, диабет, сердечно-сосудистые и многие др.

Вторжение человека в тайны генетического наследования (клонирование, в частности, генетически модифицированные животные и растения) может привести к неоднозначным результатам.

В биологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность, способность направлять эволюцию человека.

Ученые делают далеко идущие предположения. Так академик П.К. Анохин подчеркивал, что биология человека — это не биология вообще, как, например, у обезьяны. Это специфически человеческая биология. Все логические и мыслительные операции зависят от общения с людьми. На основе многолетних исследований нейрофизиологи доказывают, что многое из того, что считается специфически человеческим, приобретенным человеком после рождения, заготовлено в нашей природе в форме фиксированных соотношений нервных структур.

Когда ученые говорят, что XXI в. будет веком генетики, то следует придавать особое значение организации социальной, духовной жизни, нравственным, эстетическим критериям оценки достижений в области физиологии, генной инженерии, в сфере информационно-компьютерных преобразований

В процессе своего развития человек вступает в неизмеримо сложные, принципиально новые взаимоотношения с окружающим миром от микрокосмоса до макрокосмических процессов. Резко увеличивается сумма знаний, появляются новые науки. Социальные, моральные, духовные изменения не могут не сказаться на психобиологической природе человека. Изменяя окружающий мир, человек изменяет и самого себя. Возможности нервной системы колоссальны. Мы часто о них и не подозреваем. Та же телепатия и сегодня воспринимается как досужая выдумка лжеученых.

По мнению И.М. Забелина, эволюция еще не завершилась. Дальнейшая эволюция психики человека пойдет по линии все более полного закрепления человеческих признаков с последующей передачей их по наследству, в том числе это касается и передачи знаний, закрепляемых в словах. Общее социальное значение знаний, добытых наукой, неизмеримо возрастет и во многом будет определять сущность человека.

Нельзя не сказать о трудах известного в конце XIX века психиатра, криминалиста, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо, автора теории «прирожденного преступника». И не только потому мы возвращаемся к его работам, что он оставил заметный след в криминальной антропологии, а прежде всего из-за остроты проблемы сегодняшней преступности, из-за того, что подобные исследования проводятся и в настоящее время.

По мнению Ломброзо, психологическое, психиатрическое, физиологическое и патологоанатомическое изучение преступников позволяет выявлять признаки «прирожденных преступников» вплоть до профессиональных категорий.

В силу законов наследственности могут возводиться и даже усиливаться негативные психофизические особенности его далеких биологических предков.

Он создал галерею «преступных типов». Для преступника характерна неразвитость черепно-мозгового аппарата, покатый лоб, непомерно большие челюсть и скулы, длинные руки, низкорослое мускулистое тело, неспособность к раскаянию, склонность наносить татуировки, пригашенную чувствительность. С целью профилактики он предлагал не только высылать преступников на необитаемые острова, но и физически их уничтожать.

Ломброзианство было взято на вооружение практикой расизма и фашизма. Оно играет до сих пор отрицательную роль. Однако боясь упрека в биологизации личности, недопустима и другая крайность — вульгарная социологизация.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Человек, культура, культура человека, культурный человек - мы часто пользуемся этими словами, не задумываясь об их содержании. Мы живем в мире культуры и не замечаем этого, как не замечаем воздух, которым дышим. Человек и культура находятся в неразрывном единстве: нет человека до ' или вне культуры, нет культуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки - это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть результат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культуры определяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человека к культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культурой человека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знания и умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны и непередаваемы), соразмерные накопленному опыту. Вот эта индивидуальность и является творцом культуры, "окультуренным" предшествующим развитием культуры, культурным человеком, несущим в себе культуру своей эпохи и творящим ее. На этого человека, "возделанного" культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование.

Культура - это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа, культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности, процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются в процессе деятельности между людьми, к природе и самому себе. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, то есть в труде. Его деятельность есть причина культуры, а также ее результат. Культура - это способ реализации творческих возможностей человека. Удовлетворяя свои потребности, человек формирует особый мир предметов (от топора до сложнейших ЭВМ, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства'», объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем, человек сам опредмечивается; расширяя круг своих потребностей и способностей В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей, созданных человеком.