Смекни!
smekni.com

Две столицы: Дворцовый рай (стр. 2 из 3)

В 1974–1985 гг. на территории усадьбы Измайлово проведены реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены корпуса Государева двора.

Во второй половине XX века, невдалеке от Государева двора в Измайлово были сооружены туристско-гостиничный комплекс «Измайлово», дворец спорта, жилые дома. Еще с 1930-х гг. часть лесного массива превратили в ПКиО «Измайлово», в котором создана Аллея Победы в честь воинов, павших в боях Великой Отечественной войны. Продолжением парка является Измайловский лес, в пределах которого находятся несколько временных и постоянных ручьев, тринадцать прудов, самый крупный из которых — Лебедянский. Самая большая достопримечательность Измайловского леса — старые липовые и дубовые рощи. В восточной части леса сохранились полуторавековые сосны и ели, а у Красного пруда находится уникальная лиственничная роща. Многие ценные участки Измайловского парка объявлены памятниками природы.

Петровский подъездной дворец был выстроен М.Ф. Казаковым для императрицы в 1755–1783 гг. Он был построен на дороге из Петербурга в Москву в тогдашних московских предместьях и предназначался для временной остановки императрицы во время ее приездов в первопрестольную. Именно в этом дворце предполагалось делать последнюю остановку перед въездом в город.

М.Ф. Казаков разработал четкую симметричную планировку дворцовых зданий, разделив саму дворцовую усадьбу на два двора — внутренний и парадный. В центре находится сам дворец — трехэтажное здание, увенчанное большим куполом на высоком барабане со многими окнами. Фасад дворца украшен фигурными оконными проемами, а парадное крыльцо подпирают фигурные колонны. Сам дворец и служебные корпуса окружены стеной-оградой с высокими зубчатыми башенками — 10 больших и 11 малых башен. Эта композиция делает сам дворец похожим на крепость.

Дворцовые здания и стена-ограда выстроены из красного кирпича и богато украшены белокаменным резным декором, а также разноцветными керамическими деталями. Пышное декоративное убранство и яркие цвета придают Петровскому дворцу необычный, живописный облик, в котором причудливо сочетаются формы неоготики и московского зодчества XVII в. В 1826–1836 гг. дворец ремонтировался, тогда же внутренняя отделка здания в целом ряде помещений заменили убранством в стиле ампир.

В 1827 г. вокруг дворца был разбит Петровский парк по проекту архитектора А.А. Менеласа. В парке размещались большой летний Петровский театр, деревянное здание «воксала» для концертов и танцев, качели, беседки, тенистые аллеи. Уже вскоре Петровский парк стал одним из любимых место народных гуляний. На рубеже XIX–XX вв. в парке были открыты модные рестораны, среди которых особой популярностью пользовались рестораны «Яр» и «Стрельна». В XX столетии на территории парка был построен стадион «Динамо» — первое крупное спортивное сооружение в Москве.

В советское время в Петровском дворце размещалась военная академия. В 1990-е гг. дворец был возвращен городу, в нем проведен внешний ремонт, осуществляется ремонт и реконструкция внутренних помещений.

Название «Царицыно» усадьба получила в 1775 г., когда по распоряжению императрицы Екатерины II Алексеевны это место было куплено в государеву казну. До того место называлось по-разному. К примеру, когда им владел князь Д. Кантемир, оно звалось Черной грязью — очень распространенным именем в Подмосковье. В 1722 г. по заказу Д. Кантемира здесь возвели храм Троицы (Богоматери «Живоносный Источник»). В 1883 г. к храму пристроили трапезную и колокольню.

В 1776–1785 гг. архитектор В.И. Баженов практически полностью построил в Царицыне архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. Но в 1786 г. по приказу императрицы Екатерины II строения были частично разрушены. Гнев государыни вызвало обилие масонской символики, которую Баженов разместил на стенах дворцов и зданий. До 1797 г. усадьбу достраивал М.Ф. Казаков, однако усадьба Царицыно так и осталось незавершенной.

Усадьба Царицыно расположено на высоком холме, круто спускающимся к прудам. Здания усадьбы строились из красного кирпича с фигурной белокаменной отделкой, что придавало им яркий праздничный вид. По мысли В.И. Баженова, центр всей усадьбы составляли два дворца, соединенные галереей с ажурной аркой ворот. Рядом располагался Большой Кавалерский корпус, позади — Хлебный дом. Конный двор и башня с часами так и не были достроены. Местность в Царицыне пересечена многими глубокими оврагами, через которые были устроены богато декорированные Большой и Фигурный мосты. Вдоль пруда в парке усадьбы расположились Малый дворец, Оперный дом, Кавалерский дворец с круглым залом, Фигурные (Виноградные) ворота. В начале XIX в. усадебный парк дополнили новыми мостиками и павильонами, из которых сохранились галерея «Миловида», купольный павильон «Нерасстанкино» и беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры»).

В усадьбе постоянно ведутся ремонтно-восстановительные работы, с 1993 г. усадьба стала музеем-заповедником, восстановлено большинство зданий, в том числе дворец, в котором ныне располагается музей.

Вокруг усадьбы раскинулся лесопарк, в котором имеются старинный липовый парк. Но особая гордость усадьбы — знаменитые царицынские пруды. Система искусственных прудов в Царицыне была сооружена в XVIII в., в ходе строительства самой усадьбы: Верхнецарицынский, Нижнецарицынский, Шипиловский и Борисовский.

В сегодняшней Москве сохранилось не так много старинных боярских палат, тем большее значение они представляют в столичном культурном наследии. Палаты бояр Романовых в Зарядье — одни из самых известных в Москве. Первые палаты на этом месте были построены в конце XV в., а с середины XVI столетия вошли в состав усадьбы Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — деда Михаила Федоровича Романова, ставшего первым русским царем из романовской фамилии. В начале 1630-х гг. палаты передали в собственность Знаменского монастыря. В 1674 г., после недавнего пожара, строение было восстановлено и поновлено, использовалось в качестве келейного корпуса для монастырской братии. В 1856–1859 гг. по распоряжению императора Александра II здание было реставрировано и реконструировано (надстроен 3-й этаж — деревянный терем). В 1859 г. здесь открылся музей «Дом бояр Романовых». И ныне в здании размещается музей «Палаты в Зарядье», как филиал Государственного Исторического музея. В палатах воссозданы кабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклети, демонстрируется богатый интерьер и оружие XVII в.

Знаменитые палаты бояр Волковых — князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в настоящее время представляют собой живописную группу красно-белых зданий, увенчанных островерхой кровлей с коньками, флюгерами и резными подзорами. В основе палат — два здания, объединенные в конце XVIII века в одно сооружение. В интерьерах сохранились изразцовые печи начала XVIII века. Кроме все прочего, палаты известны тем, что во флигеле усадьбы в 1801–1803 гг. вместе с родителями жил А.С. Пушкин.

В глубине между Большим и Средним Овчинниковскими переулками расположено двухэтажное каменное кубическое здание — палаты конца XVII — начала XVIII вв. Снаружи здание оформлено плоскими широкими лопатками, четкими горизонтальными линиями профилированных карнизов. Простые прямоугольные окна без наличников помещены в заглубленные ниши. Подобный «деловой» внешний вид здания, почти лишенного декора, возможно, обусловлен тем, что оно использовалось как помещение для овчинного производства.

Начало дворцовому строительству в Москве положил Лефортовский (Меншиковский) дворец на Яузе (ныне — 2-я Басманная улица). По заказу Петра I дворец начинался строиться в 1697 — 1698 гг. для адмирала Ф.Я. Лефорта (архитектор Д.В. Аксамитов). В начале XVIII в. дворец перешел к А.Д. Меншикову и в 1707 — 1708 гг. был достроен. Парадный двор был окружен замкнутым прямоугольником корпусов с торжественным, тяжелым по пропорциям въездом. Со стороны двора эти корпуса имели аркады первого этажа, заложенные в XIX веке. Оба этажа охватывает коринфский пилястр, основанный на классических ордерских принципах. В 1796–1798 годах по проекту М.Ф. Казакова во дворе выстроили служебные корпуса.

Единственным хорошо сохранившимся памятником русского барокко XVIII в. является дом-усадьба Апраксиных-Трубецких на Покровке, сооруженное в 1766–1769 гг. Дом имеет сложный объем с выпукло-вогнутой формой фасадов. В богатом лепном декоре господствует характерный для стиля рококо мотив раковины — наличники, картуши. Затейливый фасад и отделка дома послужила тому, что москвичи прозвали его «дом-комод», а одну из ветвей рода Трубецких, приобретших дом в 1770 г., стали звать «Трубецкие-комод».

В 1784–1788 гг. напротив Кремля на Ваганьковском холме была построена городская усадьба П.Е. Пашкова, которая известна под названием «Пашков дом». Предположительно архитектором дворца-усадьбы был В.И. Баженов. К Кремлю, на Моховую улицу выходил садовый фасад здания, а на склоне холма разбили террасный сад (уничтожен в 1930-х гг.). Со Староваганьковского переулка въезд на территорию усадьбы обрамляет величественная арка. С момента создания Пашков дом стал играть важнейшую роль в формировании силуэта центральной части Москвы.

В 1786–1790 гг. на Страстном бульваре возле Петровских ворот был построен грандиозный главный дом усадьбы Гагариных. Авторство дома приписывают архитектору М.Ф. Казакову. Трехэтажная средняя часть дома украшена 12-колонным портиком, поставленным на выступ первого этажа. После пожара 1812 г. здание было перестроено в 1825–1828 гг. перестроено архитектором О.И. Бове, после чего приобрело выраженные черты стиля ампир.

Монументальный трехэтажный дворец московского главнокомандующего З.Г. Чернышова на Тверской улице строилось М.Ф. Казаковым в 1778–1782 гг. в стиле зрелого классицизма. После смерти Чернышева казна приобрела его дом и сделала официальной резиденцией московских главнокомандующих (генерал-губернаторов). В 1937–1938 гг. здание было отодвинуто в глубь участка, а в 1946 г. надстроено по проекту Д.Н. Чечулина.