Смекни!
smekni.com

Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие (стр. 5 из 5)

Главными пластическими акцентами дома Благородного собрания являются портики. Колонны, поднятые на высокие мощные аркады, поддерживают антаблемент с фронтоном. Трактовка классицистическая. Портики со сквозным мезонином как бы надеты на здание, и от этого основной объём выглядит ещё более собранным, геометрически чётким, монолитным. Ритм узких окон сохраняет впечатление целостности стены. Широкий междуэтажный профилированный карниз не разрушает этой целостности. Венчающий карниз совсем небольшого свеса. Это сделано для того, чтобы не нарушить чёткой кубичности основного объёма. Этой же цели — подчеркнуть геометрическую чистоту объёма — служит плоскостный характер декора стен и его рациональность. Основными декоративными элементами фасадов являются заполненные тонким лепным орнаментом неглубокие шишки над окнами, узкие, горизонтальные шишки в цоколе и дощатый руст аркад. Окна не имеют ни наличников, ни сандриков.

Народный Дом в прошлом — оживлённое здание, центр культурной и общественной жизни тюменского “общества”.

Знаменский Кафедральный Собор.

Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания: приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.

Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры собора. Простое перечисление и описание деталей мало, что даст для понимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.

Архитектурно-пластические и образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическим путём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаёт застывшим в своей окончательности: движение сложно-изогнутых форм фигурных фронтонов, трёхлопастных очелий наличников, многоярусных главок создаёт такую динамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с ней и физически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально “усеявших” собор, усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделение цветом декоративных элементов ещё более обогащает и без того живописную светотеневую гамму фасадов.

Особняк по улице Володарского.

Особняк по улице Володарского, 7 с фигурными башенками на крыше и полукруглым эркером, в белоснежных кружевах резного карниза над ровными рядами окон в деревянных наличниках, с козырьком над парадным входом словно шагнул из далекого прошлого на шумные городские улицы Тюмени.

Обновленный реставраторами памятник деревянной архитектуры конца XIX века готов к новой жизни в качестве Дома дружбы — центра культурного сотрудничества между немецкой и российской сторонами городов-побратимов Тюмени и Целле. Просторные светлые залы станут местом проведения выставок, встреч, конференций. В цокольном этаже разместится студенческое кафе в немецком стиле с национальной кухней.[15]

тюмень культурный архитектура театр музей


Заключение

В XYII—XIX веках богатые горожане Тюмени отправляли своих мастеров учиться в Варшаву и Париж, где все построено из камня. После возвращения в Сибирь зодчие воплощали полученные знания и архитектурные идеи в дереве. Европейские архитектурные стили – классицизм, барокко, югенд, модерн — причудливо представлены в дереве. Это особый, ни с чем несравнимый колорит. В мире не существует единого стиля деревянного зодчества. В каждом городе он имеет свое, совершенно уникальное направление. Например, город Томск занесен в мировой перечень деревянного зодчества. Для старинных деревянных построек этого сибирского города характерна пропильная резьба. На плоской доске наличников вырезаны сквозные узоры, очень красивые, ажурные, но именно пропильные.

В Тюмени иная пластика рисунка — объемная. Своеобразие и непохожесть тюменской деревянной резьбы заключается в том, что она, так называемая, глухая. На толстой доске вырезан или наклеен узор, имеющий объемные формы, что производит впечатление массивной лепнины. Ни в одном другом городе Сибири и в России такой резьбы по дереву больше нет. В каждом памятнике прошлого – неповторимый образ, любовно сотворенный старыми мастерами, вложившими душу в свое творение. Нельзя встретить два совершенно одинаковых дома. Наши предки строили на века, дом служил многим поколениям, имел собственное лицо, присущее только ему, и название: «Дом Машарова.», «Народный дом», «Дом Иконникова».

Тюмень до XIX века была почти полностью деревянной. К счастью, несмотря на то, что очень многие старинные дома уже исчезли, все-таки представителей разных стилей архитектуры еще можно найти. Встречается и барокко в деревянном исполнении, и югенд-стиль, и модерн, и эклектика. Красивые деревянные дома – неотъемлемая часть культуры, на которой воспитывались горожане. Мы проходим по улицам мимо старинных домов, не задумываясь в повседневной суете об их уникальности.

Человеку совершенно необходимо понимание того, что старинное архитектурное сооружение – частица его самого, судьбы его предков, истории города. Вандализм к культурному наследию прошлого так же разрушителен и для людей, и для национального самосознания общества. Памятник архитектуры не декорация - это оригинальное свидетельство прежних времен.

Памятники деревянного зодчества воспринимаются в ландшафте, где они находятся: на берегу реки, на возвышении или в старинном переулке. Совершенно невозможно изъять памятник из его исторического окружения и перенести в музей, сделав его музейным экспонатом, чтобы он существовал только для показа.

Нельзя перенести дом на другую улицу, чтобы построить на его месте небоскреб или другое современное здание. В этом случае памятник неизбежно утратит свою культурную ценность. Также нельзя памятник архитектуры окружать плотным кольцом новостроек, лишая его жизненного пространства. Нужно сберечь ту историческую среду, в которой деревянный дом жил.


Список литературы

1. http://www.migratio.ru/towns/town_tum.htm

2. Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века/ А.И. Арнольдов// Вестн. МГУКИ. - 2003. - №1. - С.9-18.

3. Беспалова, Ю.М. Западносибирский регион в пространстве российской культуры// Культура и экономика региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: ТГУ, 2000.- С.6-10.

4. Бердяев, Н.А. Судьба России/ Н.А. Бердяев. - М., 1990.

5. Бердяев, Н.А. Философия неравенств/ Н.А. Бердяев. - М.: ИМА - Пресс, 1990.

6. Жидков, В. Культура как "генетический код" человечества/ В. Жидков// О-во и экономика. - 2001. - № 9. - С.74-92.

7. Иконникова, С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России/ С.Н. Иконникова// Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология. - 1997. - Вып. 3. - С.33-39.

8. Киселева, Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика / Т.Г. Киселева// Вестн. МГУКИ. - 2003. - № 1. - С.19-26.

9. Мамедова, Е.В. Культурная политика/ Е.В. Мамедова// Филос. науки. - 2000. - № 1. - С.163-171.

10. Попов, В.В., Попова, Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография. - Тюмень, Изд-во ТГУ, 2004. - С. 46-60.

11. Цукерман, В.С. Культурное пространство как интегрирующая категория культуры/ В.С. Цукерман// Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания: матер. межрегион. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГАКИ, 2001. - С.3-5.

12. Скульмовская Л.Г. Культурное пространство Югры: новые города. - Екатеринбург-Нижневартовск: институт экономики УрО РАН. Нижневартовский гос. пединститут. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 248 с.

13. Цукерман, В.С. Культура региона как объект социокультурного анализа/ В.С. Цукерман// Культура и экономика региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: ТГУ, 2000.- С. 3-6.

14. http://www.skyexpress.ru/where_to_depart/destinations/detail.php?ID=1468

15. www.vehi.narodu.ru


[1] http://www.migratio.ru/towns/town_tum.htm

[2] Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века/ А.И. Арнольдов// Вестн. МГУКИ. - 2003. - №1. - С.9-18.

[3] Беспалова, Ю.М. Западносибирский регион в пространстве российской культуры// Культура и экономика региона: матер. Всерос. науч. - практ. конф. - Тюмень: ТГУ, 2000.- С.6-10.

[4] Бердяев, Н.А. Судьба России/ Н.А. Бердяев. - М., 1990.

[5] Бердяев, Н.А. Философия неравенств/ Н.А. Бердяев. - М.: ИМА - Пресс, 1990.

[6] Жидков, В. Культура как "генетический код" человечества/ В. Жидков// О-во и экономика. - 2001. - № 9. - С.74-92.

[7] Иконникова, С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России/ С.Н. Иконникова// Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология. - 1997. - Вып. 3. - С.33-39.

[8]Киселева, Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика / Т.Г. Киселева// Вестн. МГУКИ. - 2003. - № 1. - С.19-26.

[9] Мамедова, Е.В. Культурная политика/ Е.В. Мамедова// Филос. науки. - 2000. - № 1. - С.163-171.

[10] Попов, В.В., Попова, Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография. - Тюмень, Изд-во ТГУ, 2004. - С. 46-60.

[11]Цукерман, В.С. Культурное пространство как интегрирующая категория культуры/ В.С. Цукерман// Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания: матер. межрегион. науч. - практ. конф. - Челябинск: ЧГАКИ, 2001. - С.3-5.

[12] Скульмовская Л.Г. Культурное пространство Югры: новые города. - Екатеринбург-Нижневартовск: институт экономики УрО РАН. Нижневартовский гос. пединститут. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 248 с.

[13] Цукерман, В.С. Культура региона как объект социокультурного анализа/ В.С. Цукерман// Культура и экономика региона: матер. Всерос. науч. - практ. конф. - Тюмень: ТГУ, 2000.- С. 3-6

[14] http://www.skyexpress.ru/where_to_depart/destinations/detail.php?ID=1468

[15] www.vehi.narodu.ru