Смекни!
smekni.com

История самарского православного зодчества (стр. 3 из 5)


Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг.

2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг.

1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момента начинается одна из самых ужасных страниц в истории Русской Православной церкви. Кампания гонений на православные обители стремительно набирала силу. Начинается массовое закрытие монастырей и церквей, изымаются здания и церковная утварь. [17] Самарские храмы не стали исключением.

В феврале 1918 года стало известно об убийстве большевиками в Киеве митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Наш город ужаснулся этому событию. Именно в Самаре владыка Владимир начинал своё служение. Он был в нашем городе не долго, но оставил заметный след в области благотворения. Им было основано просвятительное епархиальное братство. В тяжелое время эпидемий и холеры он создавал приюты для детей сирот, оказывал помощь на свои средства голодающим зимой 1892 года.

Чтобы защитить православные святыни, собор Православной Российской церкви, обратился с воззванием «к православному народу», где призывал всех верующих объединиться вокруг храмов для их защиты. Так было положено начало самарскому совету Советов православных общин. Зимой 1918 года был организован всенародный крестный ход. В нем принимали участие и жители окрестных сел: Подгор, Выползово, Рождествено. Этот крестный ход получил оценку антисоветского. В марте 1918 года была захвачена самарская духовная консистория, дела опечатаны и поставлена стража.

С осени 1918 года комиссариат по вероисповедным делам стал называться Самарской губернской комиссией по отделению церкви от государства. Была проведена инвентаризация в самарских храмах, было изъято церковных капиталов на 846 тыс. рублей. Осенью 1918 года было закрыто 10 домовых церквей, расположенных при общественных учреждениях. Были взяты на учет капиталы свечного завода, закрыты текущие счета храмов. В это же время из ведения религиозных общин изымаются кладбища.

В 1921 году на Самару обрушилась сильная засуха. Поволжье поразил сильнейший голод, который привел к массовой гибели людей. Только с июля по ноябрь включительно от голода и болезней умерло 14700 человек. [9] ../../../Documents and Settings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новая папка/xii-pantuhina.htm - n6Появляются предложения об изъятии ценностей церкви в помощь голодающим. На основании Декрета ВЦИК от 27 декабря 1921 года «о драгоценностях в церквях и монастырях» было произведено массовое изъятия из храмов золотых и серебряных вещей, драгоценных камней. Из храма Вознесения Христова было сдано 4 пуда серебряных культовых предметов, включая уникальный шедевр - серебряное облачение главного престола. Из храмов Иверского женского монастыря было изъято 2,5 фунта золотых предметов, 4 пуда серебряных. Согласно отчету по самарской губернии было изъято: золота- 2 фунта, серебра- 102 пуда, с марта по май 1922 - 148 фунтов бриллиантов и изумрудов. [9] Никаких волнений, вооруженных выступлений по поводу изъятия ценностей в Самарской губернии не было, был страшный голод, стали реальностью страшные случаи людоедства. После ареста св. патриарха Тихона, церковная жизнь в Самаре замирает. Некоторые священники начинают отрекаться от сана.

Безусловно, эти меры были вынужденными. Однако процесс наступления на православные обители набирал силу. 27 января 1922 года Самарская губернская комиссия по отделению церкви от государства утвердила Инструкцию по переучету имущества церквей, монастырей и других молитвенных учреждений всех вероисповеданий. Инструкция регламентировала порядок учета изымаемых ценностей (в первую очередь из наиболее богатых храмов, церквей и часовен), передачу церковного имущества государственным учреждениям. Однако на местах во многих случаях этот процесс проходил хаотично, в результате церкви нередко подвергались разграблению.

27 декабря 1929 года Пленум Самарского городского Совета принял решение о снятии колоколов с церквей. В протоколе пленума говорится: «…Учитывая решения собраний рабочих по предприятиям с требованием о снятии колоколов с церквей для индустриализации страны, а также широкое движение советской общественности, поддерживающее эти требования, основанные на твердом решении пролетариата, Пленум Самарского горсовета постановил:

1. Со всех церквей города Самары снять колокола, передать металл на предприятия для переработки.

2. Снятие колоколов произвести не позднее 15 января 1930 года». [9]

В конце 1920-х годов начинается массовое закрытие храмов. Первым закрытым монастырским храмом оказался кладбищенский Во Имя Св. Великомученицы Варвары, построенный П.В. Алабиным. Затем закрываются Успенская церковь и Казанский храм. В 1925 году был закрыт Самарский Иверский женский монастырь. На его территории поселили работников Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС.

2.2 1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви

С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 1929 года о религиозных объединениях. Начался новый переучет самарских церквей. Все православные монастыри и монастырские общины были ликвидированы Все жилые дома, которые были при церквях, были национализированы. А сами храмы переоборудованы для нужд советского режима. Так, В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г., а его здание использовали под военный склад, позднее под конюшни.

В 1930 г. закрыли Спасо_Вознесенский собор и в нем разместился клуб кустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалось под склад хозяйственной части Приволжского военного округа.

Храмы и монастырское имущество были переданы в распоряжение местных органов Советской власти, что поставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчества в крае. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной", иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары. См. таблицу. В начале 1937 года во дворе музея истории религии и атеизма (ныне католический костел на ул. Фрунзе) последовало массовое сожжение икон, среди которых были замечательные памятники XIV-XVII веков.

Служители монастырей также подверглись репрессиям. По опубликованным данным архивов ФСБ по Самарской области только в первой половине 30-х годов было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно [12. с.11]../../../Documents and Settings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новая папка/xii-pantuhina.htm - n11. Члены монастырских общин были изгнаны из келий, построенных собственными руками, и зверски замучены или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях.

Прискорбно, что в эти годы были уничтожены предметы искусства и старины, так как изымаемое золото и серебро переплавлялось без оценки художественной ценности, достоинств. В период с 1920-1941 год были закрыты все храмы кроме Покровской церкви. (См. таблицу.)

2.3 Церковь в годы Великой Отечественной войны

Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской православной церкви наметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. На них находилось, по разным оценкам, от 3000 до 3350 православных храмов, 64 монастыря, 14 правящих архиереев, свыше 7 500 000 православных верующих.

Великая Отечественная война превратила Куйбышев в запасную столицу СССР. Сюда эвакуировали партийные и правительственные учреждения, дипломатические миссии иностранных государств, ведущие культурные учреждения, был сооружен бункер для Сталина. В Куйбышев из других городов вывезли промышленные предприятия и их работников. С первых месяцев войны город становится поставщиком на фронт самолетов, огнестрельного оружия и боеприпасов. Закладываются основы послевоенного промышленно-экономического развития региона.

Всего за годы Великой Отечественной войны Куйбышевская епархия собрала свыше 12 миллионов рублей на нужды фронта. Однако еще более важной, чем материальная, была моральная, молитвенная помощь Церкви нашему народу. Утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны, консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла, - все это способствовало нашей победе. За самоотверженную деятельность во время войны управляющий епархией архиепископ Алексий (Палицын) был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Если до 1943 г. в Куйбышевской области действовали только две церкви - Покровская в Куйбышеве и Вознесенская в Кинель-Черкассах, то уже в 1947 году благодаря усилиям владыки их стало 19. В этот период идет массовое движение за открытие церквей, но за 40 последующих лет епархиальным архиереям не удалось открыть уже ни одного храма.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского. Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.