Смекни!
smekni.com

Культурология как продукт современной культуры (стр. 2 из 3)

3 Особенности массовой культуры в России

В условиях отсутствия общепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности в будущем, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны властных элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах массы населения. Средства массовой информации, обращаясь к аудитории, становятся сегодня инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру, мифологизируют массовое сознание. В условиях современной информационной революции в массовой культуре, под флагом общечеловеческих ценностей, идей демократии и деидеологизации Российскому государству и обществу навязываются разрушающие нравственность ценности, диктуется заданная картина реальности. Через электронные СМИ в массовом сознании формируется стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки, ответственности за Родину, страну. Новые стереотипы массовой культуры мифически расплывчаты, что разрушает традиционно культивируемое православием чувство стыда, и это преподносится как показатель свободы личности, ее независимости от традиционных нравственных норм общества. Такие стремительно растущие негативные явления разрушают традиционные нравственные устои России.

Современная массовая культура взаимообусловлена мифологизацией массового сознания и формируется под ошеломляющим неомифологическим воздействием средств массовой информации, что приводит к появлению новых мифов, деформации нравственного самосознания личности и аберрации языковых норм. Процесс социального мифотворчества сохраняет свои позиции в российском обществе и под ошеломляющим воздействием современных СМИ обусловлен актуализацией древнейших инстинктов человека - стадностью и стремлением к адаптации в реальном мире и его объяснению. Этот процесс является целенаправленным, если сознательно культивируется для успокоения страстей масс или использования их насущных потребностей, для создания желаемой ситуации в условиях кризиса (экономического, политического, духовного, экологического и т.п.) с целью обострения или стабилизации обстановки. Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.[4]

Вообще вся культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п., характерна, прежде всего, своими интеграционными процессами. XX век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.

Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к “идолам”, к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В отличие от Запада нам приходится решать двойную задачу. Первостепенная из них - проблема экономики. Вторая - по поиску “духовной массы” - хоть и кажется не актуальной и далекой, на самом деле, требует своего параллельного решения. Средство ее решения в региональных рамках - это национальная идея. Она предполагает, прежде всего, долгосрочную, а не сиюминутную перспективу. Эпохи, которые не умеют обновить свои желания - умирают. Мы потеряем корни, с помощью которых и было создано все предыдущими поколениями. Без баланса духовной и материальной компоненты получим лишь спад за счет роста преступности, наркомании, аморального отношения к субъектам общества. Массовая культура Запада, активно поставляющая людей кризисного менталитета, выражается отсутствием у людей приложения творческой энергии к высокой цели. Наш менталитет оказался не восприимчив к идеям социализма, он требует эволюционного перехода вначале к рыночным отношениям, а уже потом к новым идеям. Однако, подчеркивая эволюционность в развитии менталитета, необходимо предостеречь нас самих в том, что не затрагивая национальные корни, не распространяя принципы своей ментальности, а лишь полагаясь на сознательную компоненту менталитета, которая подвержена влиянию внешней информационной среды, мы получаем противоречие, сильно тормозящее экономическое развитие, не гармонично сочетающее сознательную и подсознательную компоненту менталитета, выработанную веками национальной истории.

4 Субкультура и ее разновидности

культурология субкультура массовая элитарная общество

Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться между собой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическими взглядами. Встречаются субкультуры которые носят экстремальный характер и демонстрируют или выражают протест против общества и определенных общественных явлений. Некоторые носят отчужденный, замкнутый характер, и стремиться к изоляции от внешнего мира или общества. Бывает так, что субкультура развивается и стает единой культурой общества![5]

Наиболее известные субкультуры - это музыкальные субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров молодежной музыки: Альтернативщики — поклонники альтернативного рока. Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва. Инди — поклонники инди-рока.

Другие культурные – это субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее: Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации). Фурри — поклонники анимированных животных. Геймеры — поклонники видеоигр.

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Вижуал кидс — субкультура, возникшая на базе японского рока в 1980-е. Стиляги — советская молодежная субкультура второй, имевшая в качестве эталона западный образ жизни Политические и мировоззренческие. субкультуры, выделяются по общественным убеждениям: Антифа — международное движение, ставящее своей целью борьбу с тем, что оно подразумевает фашизмом. Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Скинхэды — молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Нью-Эйдж — являет собой оккультное течение. Образовалось во времена Второй мировой войны.

Хулиганские субкультуры. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним: Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: Байкеры — любители мотоциклов. Райтеры - поклонники граффити и т.д. ГОПНИКИ (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — «оборванец», затем также «грабитель») — представитель маргинальной молодёжи, ведущий асоциальный образ жизни. Стиль одежды Стереотипный внешний вид гопника включает в себя: спортивные штаны и куртка из синтетического материала, реже — классические черные; брюки, часто чуть большего размера.

Сексуальные субкультуры. К ним относят гомосексуалов — предпочтение представителей своего пола в качестве сексуального партнёра, объекта эротического влечения и/или любовных отношений. Лесбиянки — женская гомосексуальность.

Заключение

Не политика и экономика, а именно культура призвана объединять в братскую семью народы России. "Русская идея" при этом перерастает в идею российскую. Еще более конкретное выражение эта мысль находит в доктрине так называемых евразийцев, унаследовавших и развивших "русскую '' идею". Появляется человек, а вслед за ним культура, сообщающая смысл его существованию. Культура — это творение смысла жизни, а человек, создающий смысл, может быть назван Человеком Духовным.

Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.