Смекни!
smekni.com

Дворцы Петербурга (стр. 3 из 5)

По воле императрицы Марии Федоровны и по проекту архитектора Тома де Томона в 1808–1810 гг. был возведен Мавзолей в память императора Павла I. На фронтоне Мавзолея выбита надпись: «Супругу-благодетелю». Внутри Мавзолея располагается траурная скульптурная группа, выполненная И.П. Мартосом.

Название «Гатчина», по-видимому, восходит к селению Хотчино, которое известно по письменным источникам с конца XV в. В XVIII в. эти земли — «Мыза Гатчина» — неоднократно переходили из рук в руку, ими владели царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, князь Куракин, наконец, граф Г.Г. Орлов, которому мыза была подарена в 1765 г. императрицей Екатериной II.

В 1766–1781 гг. по проекту А. Ринальди на берегу озера Белого был возведен напоминающий рыцарский замок Гатчинский дворец, состоявший из трехэтажного главного корпуса и двух флигелей, связанных с главным корпусом дугообразными галереями. Со стороны парка по углам главного корпуса архитектор построил две высокие башни — Сигнальную и Часовую. Еще две башни построили по углам флигелей. Дворец был облицован местным серо-желтым известняком. В парке устроили Зверинец — охотничьи угодья.

В 1783 г., после смерти Г.Г. Орлова, Екатерина II подарила его сыну Павлу Петровичу. После этого Гатчина стала главной резиденцией цесаревича, превращенная им в настоящую крепость с бастионами, рвом с подъемными мостами, военным плацем. Позднее архитектор В. Бренна надстроил двумя этажами оба флигеля.

Со смертью императора Павла, Гатчина перешла к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а в 1828 г. — к императору Николаю I. В 1844 г. осуществили новую переделку дворца, надстроив на один этаж Сигнальную и Часовую башни. С 1857 г. в Гатчину из Петергофа перевели царскую охоту, для чего построили Егерскую слободу, а в огороженном Зверинце содержали животных для охоты.

Основой парковой композиции Гатчины служили водоемы — Белое и Серебряное озера, Карпинный пруд. Сам гатчинский парк изначально отличался многообразными и диковинными постройками. К примеру, грот «Эхо» на берегу Серебряного озера и соединенный с дворцом подземным ходом — слова, произнесенные в этом гроте неоднократно отражались от стен и потолка. В павильоне «Фазанария» на берегу Колпанской речки был устроен птичник.

В 1797–1798 гг. на берегу Черного озера по проекту архитектора Н. Львова был возведен Приоратский дворец и разбит Приоратский парк, предназначенные для приора — игумена Мальтийского рыцарского ордена.

Немецкая оккупация в годы Великой Отечественной войны нанесла неизбывный урон Гатчине. Восстановительные и реставрационные работы в Гатчине заняли много лет.

Мраморный дворец был построен в 1768–1785 гг. по проекту А. Ринальди и является наиболее выдающимся памятником архитектуры раннего русского классицизма. Многие детали здания как снаружи, так и внутри облицованы мрамором. Строители использовали 32 сорта мрамора, оттенки которого подобраны с необычайной изысканностью. Из Леванта и Тивдии доставили белый и цветной мрамор, с греческих островов — белый, с Урала — желтоватый. Это и позволило назвать сам дворец Мраморным. В 1844–1851 гг. внутреннее убранство дворца было перестроено под руководством архитектора А.П. Брюллова.

Изначально дворец предназначался Екатериной II для графа Г.Г. Орлова, но он умер раньше окончания строительства. Поэтому Мраморный дворец перешел в собственность императорской семьи — сначала им владел великий князь Константин Павлович, затем великий князь Константин Николаевич. Последним владельце дворца был великий князь Константин Константинович — знаменитый драматург и поэт, публиковавший свои сочинения под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов).

В 1937 г. в Мраморном дворце открыли филиал Центрального музея В.И. Ленина, а во дворе установили знаменитый ленинский броневик, с которого он произносил речь на Финляндском вокзале в апреле 1917 г. Ныне во в здании дворца расположился филиал Русского музея, а несколько лет назад во дворе установили памятник императору Александру III работы скульптора П. Трубецкого, который в 1909–1937 гг. стоял на Знаменской площади (ныне — площадь Восстания).

Михайловский дворец был построен архитектором К.И. Росси в 1819–1825 гг. по велению императора Николая I для брата великого князя Михаила Павловича, и стал первым творением Росси в Петербурге.

Архитектор расположил дворец в центре обширного ансамбля, включавшего 15 различных зданий, в том числе Михайловский театр, дом ордена Иезуитов, Дворянское собрание, дом Голенищева-Кутузова и другие. Перед дворцом раскинулась обширная площадь со сквером (ныне — площадь Искусств). Монументальное здание Михайловского дворца является образцом архитектуры высокого классицизма и истинным архитектурным шедевром.

Император Александр III повелел выкупить здание Михайловского дворца в казну и в 1898 г. здесь открылся Русский музей — крупнейшее собрание русского искусства в мире. В 1957 г. в сквере на площади перед дворцом был открыт памятник А.С. Пушкину (скульптор — М.К. Аникушин).

В 1818–1822 гг. на Елагином острове архитектор К.И. Росси перестроил для вдовствующей императрицы Марии Федоровны дворец, ранее принадлежавший обер-гофмейстеру императорского двора И.П. Елагину, по имени которого и получил название и сам остров. Отделку Овального зала с полуколоннами и кариатидами, Малиновой и Голубой гостиной, а также других помещений Росси осуществлял вместе с лучшими скульпторами того времени — С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Кроме дворца Росси построил и другие здания в усадьбе — кухонный, конюшенный корпуса, оранжерею, музыкальный павильон. По проекту Росси и садовника Д. Буша вокруг дворца был разбит обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, островками и мостами. До 1917 г. уединенный дворец на Елагином острове был любимым местом летнего отдыха императорской семьи. В 1937 г. здесь устроили Центральный парк культуры и отдыха. Ныне во дворце располагается музей.

Мариинский дворец стал подарком императора Николая I своей дочери великой княгине Марии Николаевне к ее бракосочетанию с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Дворец строился в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера на левом берегу р. Мойки напротив Исаакиевского на месте, где до того стоял дворец И.Г. Чернышева. В плане здание Мариинского дворца имеет сложную замкнутую конфигурацию с внутренним двором и напоминает флорентийские палаццо времен Ренессанса. Но фасад здания выполнен в соответствии с принципами классицизма.

Мария Николаевна с мужем поселились здесь в 1845 г. но через несколько лет дочь императора покинула дворец и он долгое время пустовал. В 1884 г. Мариинский дворец занял Государственный Совет. С 1945 г. во дворце разместился городской совет Ленинграда. Ныне в нем заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Другой пример архитектурного цитирования — раскинувшийся на Дворцовой набережной дворец, напоминающий флорентийское палаццо Строцци. Этот дворец был возведен в 1874 г. архитектором В. Шретером для великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III Во дворце отлично сохранились интерьеры. Сегодня здесь располагается Дом ученых.

А вот дворец для великого князя Михаила Николаевича, находящийся также на Дворцовой набережной, архитектор А.И. Штакеншнейдер построил в 1861 г. как своеобразную вариацию на тему ренессанса и барокко. Этот дворец стали называть Новомихайловским, потому что в Петербурге уже был один Михайловский дворец, построенный для великого князя Михаила Павловича. Сейчас во дворце размещаются Институт народов Востока и Институт материальной культуры.

С первых дней основания Санкт-Петербурга дом губернатора Ингерманландии (позднее — Петербургской губернии) Александра Даниловича Меншикова всегда был главным в городе. И тогда, когда это был еще небольшой деревянный домишко, и потом, когда Меншиков стал светлейшим князем и отстроил себе роскошный дворец на Васильевском острове, намного превосходивший богатством Летний дворец самого царя. Впрочем, этого от Меншикова требовал сам государь император Петр Алексеевич.

По Петербургу из уст в уста передавали один рассказ. Однажды Петр, прибыв к князю, был неприятно удивлен дешевыми шпалерами на стенах и отсутствием пышного внутреннего убранства. Меншиков пожаловался — он, мол, вынужден был содрать дорогие обои и продать мебель, чтобы расплатиться со штрафами, наложенными на него за растрату государственных средств. Петр рассердился и пригрозил: если к следующему его визиту все останется в таком же убогом виде, то светлейший понесет суровое наказание. Пришлось Меншикову исполнять царскую волю — он восстановил на стенах дорогие гобелены и штофы, вернул на место мебель и зеркала.

И это было не случайно — именно дворец Меншикова был одновременно дворцом Петра. Здесь давались пиры, проводились торжественные приемы и ассамблеи, отмечались свадьбы и даже семейные праздники царской фамилии. Так что и по воле государя, и для собственных прихотей светлейший князь держал у себя во дворце лучшую в столице кухню, огромное количество иностранных слуг, великолепный оркестр, роскошный выезд и пышно обставленные покои.

Дворец Меншикова сегодня — это второе здание, наряду с Летним дворцом Петра I, сохранившийся с первых лет существования города. Он начал строиться в 1710 г. по проекту архитектора Д. Фонтана, а завершался в 1714 г. архитектором Г. Шеделем. Впрочем, А.Д. Меншиков постоянно требовал каких-то переделок, поэтому строительные работы не прекращались вплоть до 1727 г., т.е. до той поры, когда отринутому от власти светлейшему князю пришлось покинуть Санкт-Петербург и отправиться в далекую ссылку. После этого Меншиковский дворец передали Сухопутному шляхетскому корпусу, преобразованному в XIX в. в кадетский корпус. Ныне во дворце размещается замечательный и уютный музей «Дворец Меншикова», являющийся филиалом Эрмитажа.