Смекни!
smekni.com

Санкт-Петербург. Две столицы: Духовное величие (стр. 2 из 3)

В итоге многолетних усилий возникло монументальное, величественное пятикупольное здание, ставшее одним из символов Санкт-Петербурга. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Монументальный объем здания завершен громадным металлическим золоченым куполом на барабане, окруженном 24 монолитными гранитными колоннами. Всего в храме 112 монолитных колонн различной величины из карельского гранита.

Размеры Исаакиевского собора поражают: высота собора — 101, 5 м, занимаемая площадь — более 1 га. Вмещает собор около 12 000 человек!

Главный вход в Исаакиевский собор устроен в западном портике. Кроме него было сделано еще 6 входов: два больших и четыре малых. Двери больших входов отлиты из бронзы, на семи дверях размещен 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Фронтоны портиков включают в себя каждый по барельефу. По углам каждого фронтона поставлены по три статуи, из которых средние изображают Евангелистов, крайние — Апостолов. По углам фасадов собора размещены колокольни, украшенные колоннами коринфского ордера.

Внутри собор имеет в плане форму греческого креста. Пол выложен разноцветным мрамором и обрамлен фризом из шокшинского порфира. В барабане главного купола размещены скульптурные изображения 12 ангелов. Иконостас собора облицован белым мрамором и украшен 10 малахитовыми и 2 лазуритовыми колоннами. Иконы размещены в три яруса: в первом и втором ярусе они мозаичные, в третьем — живописные. В Исаакиевском соборе были устроены два придела — во имя св. Александра Невского и великомученицы Екатерины.

Главный алтарь в честь св. Исаакия Далматского освятили 30 мая 1858 г., а приделы — в июне того же года. С тех пор собор был объявлен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таковым до 1922 г. В 1928 г. собор закрыли окончательно и создали в нем музей, предназначенный для антирелигиозной пропаганды. В апреле 1931 г. «для наглядного подтверждения вращения земного шара» в соборе был подвешен маятник Фуко.

В годы Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора были укрыты художественные сокровища из пригородных царских усадеб. Купол для маскировки закрасили в серый цвет, но собор все равно получил повреждения — на его колоннах можно увидеть выбоины от немецких бомб и снарядов.

Ныне здание собора принадлежит Государственному музею «Исаакиевский собор». В последние годы по большим церковным праздникам в соборе начали совершать богослужения.

Казанский собор был устроен императором Павлом I в честь иконы Казанской Божией Матери. К основанию собора императора побудила мечта о возведении в Петербурге храма, похожего на собор Святого Апостола Петра в Риме, ибо красотой римского собора Павел был поражен еще в юности. Казанский собор построили в 1801–1811 гг. на пересечении Невского проспекта с Екатерининским каналом на месте церкви Рождества Богородицы. Именно в этой церкви хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная из Москвы в 1710 г.

Строительство собора велось по проекту русского архитектора А.Н. Воронихина, который выиграл представительный конкурс. А.Н. Воронихин обратил к Невскому проспекту не главным (западным), и боковым (северным) фасадом, ибо иначе величественная колоннада не была бы распахнута на главную улицу столицы. В итоге архитектор нашел блестящее решение: сохранив главный вход с запада, северный фасад он зрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду из 96 поставленных в четыре ряда колонн. Раскрытая в сторону Невского проспекта, колоннада образует парадную площадь. Всего же собор украшает 136 колонн.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор стал главным хранилищем трофеев русской армии и своеобразным памятником русской воинской славы. Здесь хранились 115 французских знамен, ключи от 28 покоренных русскими войсками европейских городов и крепостей, а также жезл французского маршала Даву, захваченный в сражении. В склепе у стены Казанского собора в 1813 г. погребли прах фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1837 г. на постаментах возле соборной колоннады установили памятники фельдмаршалу князю М.И. Кутузову-Смоленскому и фельдмаршалу князю М.Б. Барклаю де Толли, которые выполнил скульптор Б.И. Орловский.

Чудотворный образ Казанской Божией Матери, помещенный в главном иконостасе, имел богатейший оклад: на ризе из чистого золота сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, более 1400 жемчужин, кораловый крест, украшенный бриллиантами, жемчугом и бирюзой.

В 1932 г. Казанский собор был окончательно закрыт, а в его здании разместили Музей истории религии и атеизма. Ныне в соборе возобновились церковные богослужения.

Выдающимся памятником русского храмового зодчества стал собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале (ныне — канал Грибоедова), известный также под названием «Спас-на-Крови».

Собор возводился как храм-памятник на месте гибели императора Александра II, убитого террористами-народниками 1 марта 1881 г. Уже вскоре новый император Александр III объявил конкурс на проект собора, в котором участвовали многие крупные русские архитекторы. Победа была присуждена проекту академика архитектуры А.А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия, выполненному в стиле русских церквей XVI–XVII вв. Воскресенский собор строился в 1883–1907 гг.

В композиции Воскресенского собора были широко использованы приемы и формы московского собора Василия Блаженного (Покровского собора) и киевского Владимирского собора. С востока собор имеет три алтарные апсиды, каждая из которых завершается малым луковичным куполом. С запада располагается трехъярусная колокольня, завершенная также куполом-«луковкой». Вход в собор с северо-запада оформляют четыре крыльца с высокими шатровыми кровлями. Все пять глав собора покрыты цветной ювелирной эмалью. Стены здания облицованы эстляндским мрамором и специальным глазурованным кирпичом, керамикой и изразцами. В нишах цоколя, который облицован гранитом, установлены 20 гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования Александра II.

Особое место в интерьере храма занимает сень, возведенная на месте, где император был смертельно ранен. Сень держалась на четырех колоннах, а завершалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом. Свод был инкрустирован звездами из сибирских самоцветов, лазуритов и топазов в виде звезд.

Вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом.

К 1907 г. здание собора было полностью электрифицировано, снабжено отопительной системой, а также защитой от удара молний.

Внутреннее убранство Воскресенского собора — это великолепное произведение русского храмового искусства. Стены храма украшены уникальными мозаичными иконами. Некоторые из них выполнены в традициях академической живописи по эскизам А.П. Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.К. Бодаревского. Другие — в традициях стиля модерна по эскизам М.В. Нестерова и В.В. Беляева. В композициях В.М. Васнецова и Н.Н. Харламова использованы традиции византийской иконописи. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А. Парланда и А.П. Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Сами мозаики выкладывались группой русских мастеров, среди которых особым талантом выделялись Г.Ф. Батюшков, В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, М.А. Петров.

В.М. Васнецов создал эскизы к мозаикам «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад», «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель». Удивительной по красоте и глубине образа стала икона «Св. Александр Невский», выполненная по эскизам М.В. Нестерова, а также нестеровский образ Христа в мозаике южного киота. В.В. Беляев создал эскизы к 29 сюжетам, в том числе «Ветхозаветная Троица», «Неопалимая Купина», «Жертвоприношение Авраама», «Нагорная проповедь».

Центральное место в мозаичном убранстве храма занимают работы художника Н.Н. Харламова. «Пантократор», помещен в главном куполе Воскресенского собора. Художник создал яркий монументальный образ — лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. По канонам византийского искусства исполнены также мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», размещенные в малых куполах собора. Потрясающей глубины проникновения в церковное таинство отличается харламовская «Евхаристия».

До 1917 г. Воскресенский храм не был приходским, доступ в него был ограничен, ибо существовала опасность разрушения богатого внутреннего убранства. Что и случилось, после того, как храм стал общедоступным. В 1930 г. собор закрыли, позднее готовился снос храма-памятника. В 1970 г. храм передали в ведение Государственного музея «Исаакиевский собор», филиалом которого он остается по сей день.

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира строился на протяжении нескольких десятилетий в XVIII в. на месте бывшей церкви Успения Богородицы, поэтому Князь-Владимирский собор носит и еще одно именование — «Успения на Мокрушах». Этот собор действует уже более 200 лет, а в 1928–1941 гг. считался кафедральным. В XIX в. храм был определен Собором Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира. Одна из самых почитаемых святынь храма –чудотворная икона Казанской Божией Матери, помещенная в малахитовый киот. Другие святыни собора — копия с чудотворного образа Успения Божией Матери, главной святыни Киево-Печерской Лавры, а также Берлинское Евангелие 1689 г., пожертвованное императрицей Елизаветой Петровной.