Смекни!
smekni.com

История искусства (стр. 4 из 5)

– ранний период, «золотой век» Юстиниана (527 – 565 гг.) IV – VII вв.

– иконоборческий период VIII – IX вв.

– период «Македонского Возрождения» Х в.

– «Палеологовский Ренессанс» XIII – XV вв.

Византийское искусство дало блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. Достаточно назвать собор Св. Софии в Константинополе. Впервые была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. План Св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Каждая деталь Св. Софии, каждый аспект его внешнего вида и внутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной таким, каким его родило сознание того времени. Если внешний вид храма был строг и даже аскетичен, то его внутреннее строение и убранство поражали великолепием.

В византийском храмовом строительстве главенствует крестово-купольный тип. Купол на барабане устремлен ввысь, он опирается на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходятся «рукава» равноконечного «греческого» креста — прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Все пространство храма связано воедино и подчинено центральному куполу.

Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты — вместо античной из морской гальки или кусочком мрамора. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. Византийские мастера оставили образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру, жемчужное и золотое шитье.

Для искусства Византии характерны строгая каноничность и символизм. В византийской живописи нет движения, она статична, лишена прямой перспективы, светотеневой моделировки, намека на ракурс, она на тысячелетие застыла в своих догмах.

8. Европейское искусство Средневековья

V век принято считать началом новой эпохи — феодальной формации, названной в истории Средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Принято выделять три основных периода: V – XI вв. — раннее Средневековье, XII – XIII — зрелое Средневековье, XIV – XV — позднее Средневековье. В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще «Темные века» или «период Великого переселения народов» (V – VIII вв.).

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. Между Западной и Восточной церковью все углублялись противоречия. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви провозгласили полную независимость друг от друга. Западная стала называться католической, а Восточная — православной.

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — важнейший фактор формирования всей феодальной культуры.

Другая особенность средневекового искусства — это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов — все это наложило отпечаток на искусство Средневековья. Конечно, более всего сохранились произведения культового назначения, Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы, считая, что его главная задача — наставлять в вере.

Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению с загробной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Тело — лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Так из доктрин христианства рождался идеал, противоположный античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее античного. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи, скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в художественной системе средневекового искусства была заложена определенная заданность, оказывающаяся в условности, в символике, аллегоризме образного языка, в жертву которому приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Искусство Средневековья подразделяется на три этапа: дороманский VI – Х вв., романский XI – XII вв., готический XII – XV вв.

Название «романский» происходит от слова «Roma» — Рим, и возникло в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название «готика» — от племени готов и еще более условно (как символ варварского искусства).

Средневековая литература:

Героический эпос:

– «Песнь о Нибелунгах». Германия.

– «Песнь о Роланде». Франция.

– «Песнь о моем Сиде». Испания.

– «Старшая Эдда». Скандинавия.

– «Беовульф». Англия.

Куртуазный и рыцарский роман:

– «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского.

– цикл романов о короле Артуре и рыцарях круглого стола Кретьена де Труа.

Лирика:

– вагантов (бродячие студенты, школяры).

– трубадуров (провансальские поэты).

– труверов (поэты из Северной Франции).

– миннезингеров (немецкие поэты-рыцари).

– менестрели (профессиональные певцы и музыканты).

Духовная и научная литературы:

– жития святых

– хроники

– проповеди

– трактаты

Живопись:

– иконы

– фрески

– шпалеры (тканые картины)

– мозаики

– витражи

– книжная миниатюра

Театр:

– литургическая драма (инсценировка на латинском языке библейских сюжетов)

– моралите (назидательная аллегорическая драма в стихотворной форме, изображающая борьбу добра и зла за душу человека)

– мистерии (в представлении чередуются религиозные и мирские темы)

– миракль (религиозно-назидательная стихотворная драма, сюжет основан на совершаемом святым чуде)

Музыка:

– мотет (трехголосное песнопение, сочетающее разноплановые мелодии на народно-бытовые сюжеты)

– кондукт (песнопение на латинском языке в мерном маршевом ритме, сопровождавшее уличное шествие, как серьезного, так и шуточного характера)

– григорианский хорал (одноголосное церковное пение, по имени Папы Римского Григория I, канонизировавшего церковные песнопения в пределах церковного года)

– месса (полифоническое произведение воскресного богослужения)

Самый признанный музыкальный инструмент — орган.

9. Возрождение — явление культурного развития Западной и Центральной Европы

Прочно сложившиеся средневековые представления впервые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране происходило более быстрое развитие городов и городской культуры, происходит переход от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Термин «Возрождение» (renaissance — возрождение) по отношению к культуре Италии не случаен. Именно в Италии, на родине античности, возрождается идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идут осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Гуманистическая культура Ренессанса пронизана мечтой о новом человеке и его духовном развитии.

Возрождение — термин, впервые введенный в XVI в. Джорджио Вазари — архитектором, живописцем, историком искусства — употребляется для обозначения целой исторической эпохи, которая была обусловлена началом перехода от Средневековья к Новому времени.

Хронологические рамки Ренессанса в разных странах охватывают эпоху со второй половины XIII в. до нач. XVII в. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на:

1) Раннее Возрождение, включая Проторенессанс — XIII – XV вв.

2) Высокое Возрождение — конец XV в. – первая треть XVI в.

3) Позднее Возрождение — XVI в.

До конца XV в. Ренессанс был явлением преимущественно итальянским, позже он нашел отклик и достиг пика развития в северных (по отношению к Италии) странах, т.н. «Северный Ренессанс». В Нидерландах, Испании, Германии, Англии, Франции расцвели живопись, литература, философия, архитектура.

Ренессанс — это эпоха великих открытий. Цивилизация Средневековья называлась морской (т.к. ее развитие связано со Средиземным и Балтийским морями), Возрождение возвестило начало океанической цивилизации. В 1492 году Колумб открыл для Европы Американский континент, в 1513 г. Кабрал открыл Тихий Океан, с 1519 по 1521 гг. продолжалось первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Активно изучается Солнечная система (И. Кеплер, Дж. Бруно, Г. Галилей). На смену веры в авторитет церкви приходит вера в авторитет науки. Это эпоха первоначального накопления капитала, эпоха авантюрных способов обогащения (в том числе пиратского), из 3-го сословия выделяется буржуазия.

Возрождение не было простым повторением античности, оно явилось сплавом античных традиций с традициями Средневековья и христианства, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашло выражение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви. Второе проявилось в формировании нового мировоззрения — гуманизма (humanus — человек, лат.).

Возрождение противопоставляло себя Средневековью, его идеологи поставили в центр своего творчества человека. Они отвергли жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Важная черта Возрождения — индивидуализм. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность.