Смекни!
smekni.com

Индийская цивилизация (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Эволюция понятия цивилизация

2. Индийская цивилизация

2.1 Формирование менталитета народов индийской цивилизации

2.2 Бог индийского Пантеона – Кришна

2.3 Мусульманское завоевание Индии

2.4 Сикхизм

2.5 Индия под влиянием Британии

Выводы

Список литературы

Введение

Тема реферата "Индийская цивилизация" по дисциплине "История мировых цивилизаций".

Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нет сценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углубляться в процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). История мировых цивилизаций - это новая дисциплина, которая своей синтетичностью способна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представление о развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации.

Цель работы – ознакомиться с эволюцией понятия цивилизация и возникновением и развитием индийской цивилизации.

1. Эволюция понятия цивилизация

Само слово появилось в языке не столь давно. В печати впервые употреблено в 1766 году, обнаружил Февр. Кто употребил первым не известно. Хотя прежде в языке имели место слова " цивилизованный" и "цивилизовать".

В энциклопедиях понятие "цивилизация" ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Именно так осмысливал ее Гольбах. Экономисты (А. Смит) связывали понятие "цивилизация" и "богатство". У многих исследователей цивилизация отождествлялась с хорошими манерами. Именно так этот термин впервые употребил Вольтер в своих трудах. Во множественном числе слово появилось после XVIII века, в связи с созданием различных теорий цивилизаций. Так, в 1827 году вышли "Принципы философии" Дж Вико и "Мысли о философии человечества" Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказал убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Появление в 1877 году книги Моргана "Древнее общество" или "Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Интересно, соотношение понятий "культура" и "цивилизация" долгое время они выступали как синонимы. В XX веке антропологическое понятие культуры, как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.

Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать это определение. Цивилизация-(от латинского civilis-гражданский, государственный).

Определение российского обществоведа Семенниковой, построенное на формуле Тойнби, принято считать рабочим: "Цивилизация-это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу ".

Какова продолжительность существования цивилизаций? По этому вопросу мнения очень разные. Шпенглер О. и А. Тойнби считали, что цикл развития цивилизаций равен приблизительно 1000 лет; Лев Николаевич Гумилев-1.5 тыс., лет; Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизаций составляет приблизительно 185 лет.

Разные мнения и по вопросу о том, сколько и каких цивилизаций было. Данилевский насчитывал их 11, Шпенглер-8, Тойнби сначало-100, потом постепенно сокращая, дошел до 36 потом до 21 и в итоге до 13.

В принципе, вопрос о том, сколько их было-100 или 13 не столь уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа - культурно-исторический тип цивилизаций.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам:

1.Общность и взаимосвязь историко-политической судьбы и экономического развития.

2.Взаимопереплетение культур.

3.Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизаций:

1)Не прогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы).

2)Циклического развития (страны востока).

3)Прогрессивного типа развития (Греко-латинская и современная европейская).

2. Индийская цивилизация

Индия – это переплетение и взаимопроникновение различных религий и культур. Этнический состав населения современной Индии – необычайно разнообразен. Сегодня в Индии насчитывается 14 основных языков и приблизительно 250 региональных диалектов. Велико многообразие и в религии Индии. Понять весь комплекс многообразной индии можно, проследив исторические истоки становления Индийской цивилизации.

Раскопки показали, что одновременно с цивилизацией Китая, Шумера, Египта, Месопотамии В Хараппе возникла одна из древнейших цивилизаций мира (5000 г. До н.э. – возраст городов).

Кастовая система, которая и сегодня лежит в основе структуры индийского общества, сформировалась в глубокой древности. Каста восходит в Индии к 4 сословиям – Варнам арийского общества. О причинах кастового деления всегда выдвигалось много мнений, которые со временем сложились в концепции:

- кастовая система – принадлежность индийской цивилизации, подчеркивающая "вечность" индийской культуры;

- система кастового деления – обреченные племенные сообщества в Индии;

- в основе кастового деления – разделение труда.

Философские и религиозные учения – буддизм и джайнизм – к IV в. до н. э. становятся государственной религией. Огромное влияние на культуру Индии оказала античная Греция (поход Македонского в Индию). С уходом армии Македонского индийские земли объединились в период династии Маурнев – это было время великого расцвета.

2.1 Формирование менталитета народов индийской цивилизации

индийский цивилизация буддизм сикхизм

Буддизм – вечное знание древней Индии. Все цивилизации последних 2,5 тыс. лет испытали влияние буддизма.

2,5 тыс. лет назад, пронзенный стрелой охотника, пригвоздившей великого Царя и Учителя, 125 летний Кришна покинул свое физическое тело. Для арийской расы начался темный век. Люди отчаянно молились ведийским богам, чтобы безрадостная жизнь изменилась и они перестали бы стыдиться и бояться друг друга. Многовековая мольба была настолько сильной, что не могла не принять в страну из высших Сфер Избавителя, Спасителя (так повествует индийские мифы).

Избавитель пришел из Гималаев, юный, прекрасный, мудрый. Будда – это не имя – это состояние сознания, высшая степень знания уже сверх человека. Будда – означает "просветленный", достигший Истины, это тот для которого не существует уз физического тела – он может сбросить его, когда сочтет нужным. Правда, это "живая одежда", которая хочет есть, пить, чувствует боль и т.д. На земле был не один Будда. Гаутами Будда – это 27-й из группы Будд, состоящих из 53. Родился он в 621г. До н.э.

Будда – это тот, кто познал "абсолютную нереальность" всех вещей и явлений видимого космоса. Все истинные вещи Вселенной невидимы, неосязаемы, неслышны.

Жизнь на земле – самая грубая, примитивная, обманчивая и скоротечная. Почему же Будда среди людей? Из – за сострадания к низшим существам, к еще несовершенным людям, страдающим от собственного неведения. Будда не вмешивается в судьбу – Карму человека, а лишь указывает путь.

Состояние Будды – предел человеческих возможностей на земле. Достигают такого совершенства единицы. Последний – 600 лет назад достиг буддоподобности.

Принц – монах создал этническое учение – учение сердца или живая этика.

Гуатама первым заявил о равности людей. Он учил свободе мышления, он говорил: "Не верь просто потому, что кто – то верит. Стань исследователем, найди истину сам". Но чтобы понять Истину, надо иметь кристально чистые ум и сердце.

Основные положения учения гаутамы Будды:

- Бог – это человек, и главная его сила в труде, на благо всех. Труд – молитва человека.

- Гаутама был первым общинником. Почти 2,500 лет назад он заложил ячейки коллективного труда, коллективного хозяйствования. Эгоист и невежеств гордец (один человек или целый народ) в силу космического закона рано или поздно окажется вне потока жизни.

- Гаутама учил не быть рабом собственности.

- Требовал от учеников полного уничтожения страха – бесстрашные мысли и бесстрашные действия.

- Указал цель эволюции как созидательного сотрудничества с космосом и общения с дальними мирами. Человек у Будды – это не слабое греховное создание, а владыка миров. Будучи отображением космоса, он безграничен в своих возможностях.

- Идея личного бога, спасающего человечество, является для Гуатамы неприемлемой. Будда отрицал, что душа человека неизменна. Он учил, что раз все постоянно изменяется, то изменяется и душа, иначе бы эволюция потеряла смысл. А следовательно, потеряла бы смысл и сама жизнь.

- Настаивал на понимании его учениками пар противоположностей (+ и -; духи материя, верх и низ, добро и зло, да и нет и т.д.). Без этого не может утончаться, развиваться и расширяться человеческое сознание.

- Будда учил, что наша судьба, Карма – это прежде всего наша мысль. Мысль творит добро и зло, ибо "сказанная" вроде бы только внутри "самого себя" человеческая мысль выпущена в пространство, она творит человеческую судьбу и добавляет в атмосферу земли еще одну порцию благодати или проклятия.

Итак, главный элемент всего есть мысль. Превыше всего мысль. Все совершается мыслью. Буддизм по сей день остается неизменным и в своих главных заповедях: не убей, не завидуй (ибо забудешь, что такое покой), не укради (ибо заплатишь, с торицей), не сотвори себе кумира (ибо что может быть величественнее человеческой души).