Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Рима (стр. 4 из 4)

Ведущую роль в пластике того времени играл портрет, очень точно изображавший внешность и характер персонажа, но порой выпонявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа сформировался тип парадного изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования империи.

Примером парадного скульптурного придворного портрета в полный рост служит исполненная демонстративного величия статуя Августа из Прима-Порта (нач. I в. н.э.). Император предстает в образе полководца, в руке у него жезл. Иногда властители изображались на лошади. Монументальная конная статуя Марка Аврелия (конец 170 г. н.э.) представляет этого императора как бы во главе военного похода. Одновременно она воплощает возвышенный идеал правителя-философа, призванного свято выполнять свой гражданский долг. Данная статуя послужила образцом для аналогичных монументальных скульптур во времена Возрождения и другие эпохи (конная статуя кондотьера «Гаттамелата» Донателло).

Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик, он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди них внедрялся создатель знаменитого эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций («Оды»), мастер фольклорно-мифологической и эротической поэзии Овидий («Фасты», «Метаморфозы», «Наука любви», «Лекарство от любви»). В годы правления Траяна завоевал широкую популярность сатирик Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося общества. На I–II вв. н.э. приходится расцвет реалистического римского романа. С ним связаны имена Петрония («Сатирикон») и Апулея («Золотой осел»).

Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.) – автор поэмы «Энеида» – выразил идеализированное самосознание римского народа и, выдвинув на первый план идею мирового господства Рима, прославил правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской поэзии. Но Вергилий ярко проявил себя и как создатель римской пастушеской поэзии (буколики). В эклоге IV он возвестил о предстоящем рождении божественного младенца (Христа).

Самое известное произведение Петрония Гая (I в. н.э.) – роман «Сатирикон». Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне», недавно разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и шокирующих особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония.

Религия. Глубокие изменения в период империи произошли в религиозной жизни. Осознав, что духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал превентивные преобразования. Одно из новшеств связывалось с культом гения императора. Следует уточнить, что формально это считалось не обожествлением фигуры реального правителя, как в восточных цивилизациях, а поклонение его духу-покровителю. В честь возвеличиваемых императоров строились алтари и храмы, устраивались государственные праздники.

Однако гражданственный объединительный пафос этого культа не нашел сторонников среди широких слоев населения, которым были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых условиях он (культ) воспринимался как угроза исчезновению всякой свободы. Август попытался также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные мистические культы (Исиды, Кибеллы, Митры). Даже философия Рима отдала в III в. н.э. дань мистицизму (учение Плотина). А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы.

Интерес к магии, мистике и индивидуалистической философии в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Такова идея стоиков – популярной в Риме философской школы. Она воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и Сенека («Нравственные письма к Луцилию»).

В такой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и мессионерские установки ранних христиан сначала стали причиной их преследования римскими цезарями. Тем не менее уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Установив к концу IV в. (благодаря законам Феодосия и Грациана) религиозную монополию, римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве.

Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб (место древнейших христианских захоронений) с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец – истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица Феникс – бессмертие. В то время популярным сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж (и всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое.

В IV–V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался. Можно сказать, что с переменным успехом происходила борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного экспериментирования шел поиск наиболее выразительных средств для утверждения христианских идей.

При императоре Константине уже велось строительство христианских храмов – базилик (собор Святого Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы по римским языческим прототипам (базилики Ульпия и Максенция). Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились центрические сооружения – мавзолеи и баптистерии (культовые постройки для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи используются орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными.

В 395 г. н.э. Римская империя распалась на Восточную (Византия) и Западную. Византии в следующем столетии удалось 0твести угрозу нашествий варваров, а Западная Римская империя регулярно подвергалась их опустошительным набегам, в 476 г. н.э. скир Одоакр, предводитель варварских племен, сместил с престола последнего римского императора – юного ромула Августула, а знаки императорской власти были переданы в Константинополь. Этот год принято считать концом древнеримской цивилизации. Однако материальные и духовные достижения Древнего Рима значительно повлияли на развитие европейской культуры.

Римляне создали внешне великое и сильное государство, в котором весь строй жизни определялся его показной мощью. Ради этого опустошались завоеванные города, совершались убийства, жители покоренных стран обращались в рабство. В конце концов, милитаризированная, бюрократизированная государственная машина уничтожила и свободу самих римлян. Построенная на идее военного деспотизма римская цивилизация изначально была обречена на гибель. Исторический урок Рима весьма поучителен для других кризисных цивилизаций.


Список использованных источников

1. Булгакова С. В. Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.

2. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

3. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

4. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.