Смекни!
smekni.com

Культура первобытного общества (стр. 3 из 6)

Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется в детской психологии. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка... имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством». Ребенок верит в то, что в мире царит простота!

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка из стоянки Виллендорф (Австрия) – синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем – основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.

В первобытном обществе наиболее высоко ценились магически-обрядовые действия, знаковые животные, предметы с символическими, тотемными изображениями, маги, вожди, родоначальницы семейных кланов, – все то, что входило в первые мифологические повествования и закладывало основу культуры. Это и становилось основными предметами изображения в протосимволическом первобытном искусстве.

первобытность фетишизм тотемизм религия

1.2 Эволюция искусства в каменном веке

Палеолит. Обычно авторы популярных пособий связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40–30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскопкам, начался процесс формирования дифференцированного искусства, прежде всего изобразительного. Последовательно возникли скульптура, рельеф, графика, рисунок, живопись (вначале безкомпозиционная, а затем сюжетная); появились знако-образные, или символические, структуры; в особую область выделился орнамент. Исследователи пишут о первобытном театре, синтезировавшем разновидности «охотничьей драмы», ритуального танца, инструментального и голосового сопровождения. Он выполнял поначалу функции тренировочной имитации охоты, магического вовлечения промысловых зверей в орбиту добывающей деятельности, а также применялся для выполнения обрядов посвящения представителей подросшего поколения в категорию охотников и полноправных членов родовой общины.

Виды искусства эволюционировали под воздействием медленно изменявшихся форм и операций практической деятельности и были тематически лимитированы доминантами коллективного сознания, регламентировались стереотипными предписаниями родового опыта. От искусства в первобытную эпоху требовалось одно: создание серийных образцов коллективного чувствования, мышления, действия, сводимых к принципу «поступай как все». Этим, быть может, грешит и современная «массовидная» культура: завлекательные шоу, профанные формы рекламы (которую канадский философ Х.-М. Мак-Люэн рискнул назвать «пещерным искусством XX в.»), шаблоны аудиовизуальной индустрии.

Однако дифференцированное первобытное искусство не возникло «из ничего». Оно имело предпосылки в так называемом предискусстве (специалисты окрестили его натуральной изобразительной практикой) и заключалось в составлении из отдельных костей зверя (медведя) праэстетически значимых конфигураций. Их сотнями складывали в особые каменные ящики – палеолитические «сейфы» – и помещали в пещеры.

Самое крупное «художественно-анималическое захоронение» такого типа было найдено в пещере Драхенлох (Швейцария). Вновь процитируем книгу «Ранние формы искусства»: «В таких особых пещерах, существовавших по всей зоне расселения неандертальцев в Европе – от Франции до Черноморского побережья Кавказа, – обнаружены кости от сотен убитых дегдерных медведей (в отдельных местонахождениях остатки соответствует 1000–1200 особям). Это главным образом черепа медведя и его конечности, специально доставляемые неандертальцами в определенные убежища... Первичный генезис «естественного» обозначения зверя его же характерными частями сейчас следует относить к ашелю – не только позднему... но и к раннему... Таким образом, зарождение «натурального» анимализма датируется древностью примерно в 200 тыс. лет. Апогей же его приходится на эпоху неандертальца...

Ухудшающиеся природные условия мустьерского периода – времени развития вюрмского оледенения – делали широкое освоение пещер под жилье одним из важнейших условий жизненности коллектива. Но значительная часть пещер имела своего исконного хозяина – чаще всего пещерного медведя. На этой почве развернулся многотысячелетний поединок неандертальца с пещерным хищником... Коллективно-эмоциональный характер каждого предприятия – постоянного источника избыточных общих переживаний, связанных с темой зверя, – привел к возникновению ряда побочных, сопутствующих явлений, относящихся уже к области складывающейся идеологии... Они позволили качественно обогащающемуся первобытному сознанию решить следующую вставшую перед ним задачу, а именно впервые записать наипростейшим способом («экспонированием» и сохранением символических частей зверя) складывающиеся темы-доминанты, общественно закрепить и увековечить их. Подобные обрядовые материальные жертвы, приносимые неандертальцами своим социально-производственным чувствам и просыпающейся фантазии, исторически с лихвой себя окупили. Не только потому, что весь этот комплекс действий открыл для работы мысли совершенно новую сферу отвлечения и обогащения, но и в связи с рядом практических результатов (дополнительное сплочение коллектива, совершенствование координации, обогащение и отработка звуковой сигнализации, расширение возможностей общения и т.п.)».

Неандертальская пракультура, репрезентированная в данном случае «натуральным» анимализмом, охотничьей пантомимой и доречевым эмоционально-звуковым сопровождением, выделяла палеантропное сообщество из животного царства и поднимала его над последним. Гоминиды впервые ясно ощутили свое превосходство над самым сильным зверем, почувствовали себя «господами природы» (может быть, здесь находится исток первобытной магии) и посредством трудоемкой изобразительной деятельности, требующей «инженерного» искусства и широкой кооперации труда, создали каменные мемориалы поверженных хищников.

Очевидно, одним из побочных эффектов данной формы пракультуры (ритмичная пантомима сражения и победы, звуковое сообщение о содеянном, его знаково-символическая репрезентация пространственно-изобразительными формами) стало зарождение членораздельной речи. Ряды пространственных, двигательных, звуковых ритмических членений игрового сюжета структурировали сообщение о самом главном – о победе над зверем.

Но для того чтобы получить и оформить речевым способом абстрактно-чувственное понятие именно о данном виде зверя, его необходимо было представить в качестве внешнего знака, обозримой пространственной формы, более конкретной, конфигурированной. Так, уже в начале верхнего палеолита, в период ориньяка, возникла первобытная скульптура. Первые скульптуры лепились неоантропами в натуральную величину из глины; каждая представляла собой своего рода макет определенного зверя.

Примером может служить «медведь» из французской пещеры Монтеспан: на вылепленное из глины туловище насажен череп натурального зверя. На глиняном теле - следы от удара копий, а вокруг на песке – следы босых ног относительно небольших размеров. Очевидно, отмечает А.Д. Столяр, «медведь» использовался в обряде инициации подростков, упражнявшихся в магическом «умерщвлении» изображения. «Надо также отметить, что наблюдающаяся здесь связь изображения, по существу выполнявшего роль символической мишени в обряде, с разыгрывавшимся театрализованным действом, также уходящим глубокими корнями к стихийной пантомиме неандертальцев, убедительно свидетельствует о первоначально законном и обязательно слитном существовании зачатков изобразительного и выразительного творчества.

Натуральный макет оказался итогом начального изобразительного опыта множества сменявшихся поколений, опыта, в котором за особыми действиями неотлучно, как тень, следовала специфически упражнявшаяся и логически развивавшаяся мысль. Эта мысль по мере своего обогащения и «кристаллизации» в свою очередь эффективно стимулировала последовательно усложнявшиеся акции». По наблюдению А.Д. Столяра, в «глиняный период» появились лепные фигурки меньшей величины: до одного метра (лепная фигурка медведя из стоянки Долни-Вестонице) и более полутора метров (лепная фигурка хищника кошачьей породы из пещеры Монтеспан). Это свидетельствует о способности кроманьонцев создавать более отвлеченные, «иллюстративные» образы зверей разных видов. Затем для воспроизведения понятия-образа оказалось достаточно внешней пространственной формы, что отразилось в преобладании барельефов и барельефных композиций (налепленные на стены фигуры бизонов в пещере Тюк д'Одубер). Настала пора раннеориньякской графики (контурный рисунок лошади на глине в пещере Монтеспан); гравировка на камне развивала образно-абстрактные аспекты первобытного мышления. В итоге был открыт путь живописи – царице изобразительного искусства, незаменимой в плане развития возможностей свободной компоновки объемных изображений, а затем и создания жанровых композиций.

Осмысливая эволюцию первобытного искусства, так сказать, в обратном направлении и погружаясь в мир все более элементарных изобразительных форм, невольно приходишь к мысли о том, что первобытным художником были намечены некие изначальные архетипы, «формообразующие нормативные конструкты », которые впоследствии развитое искусство как бы воспроизводило вновь в совершенных (и уже эстетически освобожденных формах), следуя по «отметкам» геннокультурной канвы. Например, праискусство животного анимализма сопоставимо с дадаизмом и отчасти с поп-артом – модернистскими течениями, эпатирующими публику стилизованным синкретизмом, причудливыми комбинациями внеэстетических объектов и их частей, втянутых в квазихудожественные композиции из бытовой среды. Первобытный прототеатр отдаленно напоминает хэппенинг, перформанс. Ряд аналогий можно продолжить.