Смекни!
smekni.com

Понятие цивилизации (стр. 2 из 4)

Культура генерирует информацию в виде нового и усредненного знания, необходимую для развития и функционирования Цивилизации. Цели культуры: развитие и реализация творческих способностей личности, расширение креативного партнерства, диапазона свободы индивидуальных и социальных субъектов, проектирование гармоничной картины мира, эстетическое преображение среды обитания человека.

Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, программы человеческой деятельности, социального поведения, вырабатывает изменяющуюся систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, программы и воплощает их в более совершенные технологии, технические, организационно-экономические и политические системы, усложняющиеся коммуникации, в приспособленную к возросшим потребностям инфраструктуру жизнедеятельности, быта, в качественно улучшенные предметы массового потребления и т.п. Культура есть информационная, знаково-символическая, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технико-технологический базис, систему материального, институционального и жизненного обеспечения.

Предельно упрощенно взаимоотношения культуры и цивилизации можно представить по аналогии со взаимодействием двух самых крупных компонентов персонального компьютера: software (англ.) — программного обеспечения, hardware — материальной части компьютера (термины введены П. Козловски). Людям, хорошо знающим эту технику, не нужно объяснять, что без информационной «начинки» коробка с мудреным радиоэлектронным устройством может служить в лучшем случае подставкой. Чем сложнее техническое оснащение компьютера, тем совершеннее его программное обеспечение. Одно от другого отделить невозможно. Прямая зависимость software от hardware при ведущей роли искусственного интеллекта уже подвигла ученых и техников на создание компьютеров 4—5-го поколений. В принципе аналогичные функции и взаимозависимости наблюдаются и при взаимодействии культуры и цивилизации. Только здесь все обстоит гораздо сложнее, если не противоречивее. Культуре требуется длительное историческое время, чтобы широкомасштабно доказать свое первенство и превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни.

Подвижное динамическое равновесие (гомеостаз) между культурой и цивилизацией в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного еще О. Шпенглером в «Закате Европы») превращения цивилизации в цель, а культуры — в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного отношения. Это предполагает:

а) сохранение рекомбинируемого плюралистического разнообразия этнонациональных, общенациональных, региональных культур и соответствующих разномасштабных, хозяйственно-культурных регионов, локальных цивилизаций;

б) последовательную демократизацию последних на путях ступенчатого развития сациально-компромиссного и субсидиарного капитализма, в перспективе — его сочетание с демократическим социализмом, благодаря чему возникнет интегральный общественный строй свободно ассоциированных собственников — корпоративный социабелизм;

в) переориентацию членов «кооператива отечеств» на адаптацию культурно-цивилизационного развития к органической эволюции живой природы (П. Кууси);

г) создание ноосферы (В. Вернадский), т.е. сферы разумного управления природно-космическими и социально- культурными процессами с помощью интегрированного и популяризированного знания.

2. Типы цивилизаций

Следует различать современные и исторические типы цивилизаций, не отрывая их друг от друга.

Современные типы цивилизаций. К числу современных типов цивилизаций относятся национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, а также мировая цивилизация, имеющая богатый опыт исторического развития. Последняя складывается в областях взаимопересечения локальных цивилизаций. Она представляет общие достижения, стандарты разномасштабных локальных цивилизаций, а также охватывающие эти цивилизации процессы уравновешенной глобализации (технико-технологической, социально-экономической, институционально-политической).

Эталоны мировой культуры и производные от них стандарты прокладывают информационные каналы взаимодействия, взаимного обмена достижениями между национальными, общенациональными, суперрегиональными цивилизациями. Всем известный Интернет обеспечивает многоканальные информационные связи, коммуникации и ретранслирует в них эталоны и стандарты творчества. Уже в наступившем столетии он, видимо, будет превзойден прогнозировавшейся А.Д. Сахаровым Всемирной информационной системой (ВИС), которая включит в себя практически все виды компьютерных, электронных, телевизионных и других высокомобильных коммуникационных технологий.

Основными факторами самосохранения той или иной национальной либо общенациональной цивилизации являются соответственно: сохранение и корректировка характера титульной нации; обогащение национального либо межнационального социально-экономического и политического менталитетов; упрочение целостности общенациональной культуры; преемственность и модернизация исторически сложившегося стиля (объединяющего слагаемые культуры и цивилизации); рациональное использование энергии; положительная динамика экономического развития; рост качества потребления; совершенствование национально определенного социально-экономического, государственно-политического строя на базе социально сплачивающей ментальности и поливариантной стратегии системного развития. Согласно точке зрения одного из представителей исторической школы «Анналы» А. Буро, ментальность обеспечивает оптимум (иногда только минимум) социальной солидарности в конкретном обществе, формируя совместные «диагональные» ценности, общие консолидирующие убеждения этносоциальных слоев, предупреждающие антагонистические дискурсы.

Прогресс локальной цивилизации сопровождается повышением уровня технико-технологической оснащенности производства, эффективности экономической системы, качества бытового жизнеобеспечения, уровня жизни населения. Это достигается воплощением в жизнь собственной (общенациональной идеи и вытекающей из нее стратегии системного развития. «Каждая страна должна отыскать свой собственный путь повышения уровня жизни, укрепления безопасности и здоровья своего народа, обеспечения процветания культурной и интеллектуальной жизни общества. Альтернативные перспективы признают разнообразие — возможность многочисленных путей развития отдельных государств», — говорится в Национальном отчете о человеческом развитии-1999. Коррелятивными качественными показателями достигнутых успехов здесь становятся, прежде всего, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), коэффициент субсидиарное™ (КС, как уже говорилось, определяется размерами помощи, оказываемой нуждающимся социальным слоям), индекс ускорения социального (социально-культурного) прогресса (ИУСП), интегральный показатель социального (социально-культурного) прогресса (ИПСП).

По признанию Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, белорусская модель доказала свою жизнеспособность и эффективность. Аналогичные конвергентные модели позволят в течение XXI в. создать благоустроенный тип постэкономического общества, в понимании В. Л. Иноземцева, характеризующийся социализацией собственности, информационным оснащением и интеллектуализацией труда, который постепенно утратит признаки принудительности и приобретет черты солидарного творческого взаимодействия. Основанная на институциональных «противовесах» белорусская модель максимально сблизится с преобразованной шведской моделью, с которой ее в первую очередь объединяет опора на смешанную экономику и субсидиарную (социально-патронажную) политику рационально-всевластного государства. «Для того чтобы Республика Беларусь заняла достойное место в мире, — сказано в указанном выше Национальном отчете, — необходимо соединение лучших достижений мировой цивилизации с историческими особенностями нашей страны: национальными, культурными и духовными традициями... В этих целях ей необходимо сконцентрировать свое внимание на формировании духовных и материальных потребностей человека нового общества, развитии человеческого капитала и других факторов производства». При осуществлении институциональных реформ в Республике Беларусь важно добиваться сбалансированного соединения магистрального ориентира на комплексное перевооружение производства на основе новейших достижений науки и техники с неизменной установкой на приоритеты социальной сферы. Совершенствуемая белорусская модель носит комбинационный (постмодернистский) характер. Она основывается на избирательном извлечении, рекомбинировании и обогащении лучших достижений зарубежных национальных экономических моделей.

Опыт социального прогресса стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Норвегии, Ирландии, Исландии, Нидерландов), на который есть резон ориентироваться Беларуси, показывает, что неантагонистические общества, в которых формируется и укрепляет свои позиции субсидиарный капитализм, способны, стабильно сохраняя и развивая гуманистические традиции, добиваться благосостояния для всех социальных слоев, достигать прочного социального мира и национального единства, элиминировать из отношений с менее материально благополучными странами проявления финансово-экономической и всякой иной «каскадной эксплуатации», жесткого политического давления и культурно-идеологической экспансии. Здесь происходит не «размывание» среднего класса, а его увеличение и укрепление, все полнее удовлетворяются социальные потребности женщин, которые активно участвуют в процессах принятия решений в профессиональной, экономической, политической сферах.