Смекни!
smekni.com

Революция и культура. Революционное искусство Советской России в 1917 - начале 1930-х гг. (стр. 8 из 11)

С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле был образован Всесоюзный комитет по Радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930). Постановление ЦК ВКП (б) “О перестройке рабселькоровского движения” (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

Главной проблемой, без сомнения, являлось количество радиоприемников, распределенных по территории страны неравномерно, т.к. 92% их находились в городах. Уже распоряжением от 14 июля 1925 г. дальнейшее наращивание количества радиоприемников в Московском округе было объявлено нежелательным; рекомендовалось уделить больше внимания периферии. И это неудивительно, ведь уровень неграмотности на селе был самым высоким.

Была выдвинута цель: установить радиоприемники “во всех уголках нашего СССР”[40, с. 172].

В период действия лозунга “Лицом к деревне!” некоторые работники народного просвещения, политики и плановики культуры видели в радио орудие проведения эффективной работы с массами. Высказывалось мнение, что обычные средства пропаганды, лекции, дискуссии, утратили свою привлекательность для крестьян. Они приходили в избы-читальни редко или перестали приходить совсем.

С помощью технической аппаратуры - радиоприемников - рассчитывали добиться большего политико-просветительного эффекта, которого не удалось достичь в ходе работы, проделанной до сих пор. Недочеты в области политико-агитационной, идеологической и политико-просветительской работы, должно было восполнить радиовещание, причем с технической его стороной связывались большие ожидания, чем с содержательной.

Эйфория по поводу нового средства информации привела к тому, что уже самому существованию новой техники приписывалось просвещающее воздействие. Это заметно в лозунгах типа: “Радио осуществляет смычку города и деревни”, “Радио - рупор революции?”, “Радио - распространитель пролетарской культуры”, “Авиация - глаз, радио - язык и уши”, “Радио объединяет трудящихся”.

Особенно привлекательной была идея объединения классов посредством радиотехники. В качестве примера можно взять обложку ежемесячного журнала “Одесского губернского отделения радиообщества Украины, РОУ” под названием “Радио”. Сверху вниз она поделена на три равные части, на ней показана сцена из городской жизни с изображением таблички “Клуб”, метро и нескольких человек. Главной деталью обложки является изображение завода с дымящимися трубами и радиоантенны на крыше в нижней части листа. В качестве символа деревни в верхней части изображения показан крестьянин у колодца, извилистая улочка и домик с надписью “изба-читальня”. Над дорогой натянута проволочная антенна, связывающая две избы. Город и деревня связаны между собой красной молнией, диагональю проходящей по листу в направлении деревни. Название журнала сопровождается надписью “Радио - мост между городом и деревней”[40, с. 180].

“Город” служил для деревни ориентиром в культурном отношении, при этом радио отводилась важная функция посредника. Функция радио заключалась не только в передаче деревне информации политического и культурного характера и сводок погоды, на него смотрели, как на “мощное орудие в борьбе с вековыми предрассудками” которое “быстро и надежно продвигает наше отсталое сельское хозяйство вперед” На радио смотрели, как на инструмент цивилизации крестьянского уклада жизни, а также индустриализации сельского хозяйства.

В целом, отношение к радио было положительным. Однако не обходилось и без сопротивления. “Дьявольским фокусом” и “сатанинством” называли радиоприемники “кулаки - барыги”. Попы выступали против, потому что антенны укреплялись на колокольнях церкви[37, с. 110].

В источниках сообщается о триумфальном шествии радиофикации, однако на фоне печальной действительности российской деревни успехи выглядят скромнее.

Наконец, в начале тридцатых годов были подвергнуты критике не только итоги радиофикации в деревне. В отчете VII съезду Советов, о котором упоминалось в начале, перечислялись все недостатки и промахи радиофикационной политики. Однако советское правительство проявляло серьезную заботу о радиофикации страны, о чем свидетельствуют девять новых распоряжений Совета народных комиссаров и Центрального исполнительного комитета, принятые между 16 августа 1931 г. и 20 сентября 1934 г., а также планы по укрупнению передающих радиостанций. Что касается технической базы радиовещания, то в отчете ей давалась отрицательная оценка. Качество подавляющего большинства передатчиков Союза до 1934 г. находилось на чрезвычайно низком уровне. Причина низкого качества в использовании устаревших и отслуживших свое радиопередатчиков поколения 1924-1927 гг., а также не удовлетворяющей техническим требованиям аппаратуры периода 1928-1932 гг.

Много времени прошло, прежде чем радио стало “рупором революции”, “важнейшей составной частью повседневной жизни” прежде чем оно стало проникать повсюду, “подобно волнам революции”[40, с. 190].

2 марта 1925 г. при Центральном комитете была создана специальная комиссия по вопросам радиовещания.

В постановлении Центрального комитета от 17 июля 1925 г. говорилось о переходе всех органов радиопропаганды политико-просветительного характера под руководство и надзор Наркоматов народного просвещения отдельных союзных республик.

Начиная с 1925 г., радиопрограммы составлялись государственными учреждениями (радиосекция при Главполитпросвете Наркомата народного просвещения под председательством Н.К. Крупской), партийными органами (Отдел агитации и пропаганды, а также Радиокомитет, и тот и другой при Центральном комитете) и профсоюзами, в которых с этой целью создавались специальные радиобюро, а в отдельных профсоюзах радиокомиссии. В Москве находилась центральная радиостанция профсоюзов[40, с. 201].

В области политического просвещения наряду с радиогазетами, вначале курировавшимися РОСТА, с 1926 г. все чаще стали включаться в программу лекции и рефераты на следующие темы: “Какие решения принял ХIV съезд партии?”, “Почему можно построить социализм в нашей стране”, “Ленинский план построения социализма”. В целях экономической пропаганды радио впервые было использовано в апреле 1926 г., когда по нему выступил с лекцией Ф. Э. Дзержинский, занимавший пост Председателя Верховного Совета народного хозяйства. Также с 1926 г. стала передаваться по радио “Рабочая радиогазета” и “Крестьянская радиогазета” составлявшиеся центральным комитетом партии. Профсоюзы занимались выпуском передачи “Рабочий полдень”[37, с. 121].

Информативный контроль партии над советским радиовещанием, осуществлявшийся ею с самого начала, был легализован распоряжением центрального комитета от 10 января 1927 г. В нем говорилось: “Всем партийным комитетам, на территории которых находятся радиотелефонные станции, рекомендуется взять работу этих станций под свое непосредственное руководство и максимально использовать ее в агитационных и пропагандистских целях”.

Как выясняется из дальнейшего текста распоряжения, это была не просто рекомендация для обеспечения партийного контроля‚ руководителем вещания должен был стать ответственный партийный работник, отчитывающийся перед партийным комитетом о материалах передач. Чтобы этого контролера нельзя было обойти, партийный контроль распространили и на технические детали. Были разработаны меры для обеспечения защиты микрофона‚ чтобы любая радиопередача осуществлялась лишь с ведома и согласия ответственного руководителя. То есть партийный работник контролировал микрофон, предоставляя его лишь в том случае, если он был в курсе запланированной передачи и давал на нее свое согласие[40, с. 205].

Эти распоряжения закрепили полный доступ партии к делам радиовещания в правовом и организационном отношении.

Радиовещание полностью находилось под влиянием партии, продолжая оставаться инструментом рекламы режима, проведения политико-просветительской работы, самообразованию и мобилизации масс.

3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт[2, с. 121].

Являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, “симфонии гудков”» и др.), стимулировала развитие монументально - декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства[2, с.124].

В 20-30-е гг. наблюдается небывалый расцвет скульптуры, особенно монументальной, так как государством была принята программа монументальной пропаганды.

Особое место среди первых мероприятий Советской власти имел Ленинский план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И, Ленина декрета “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции”: “Во ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью для использования утилитарного характера. 2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществу республики и заведующему отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда определить, какие памятники подлежат снятию, З) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни российской социалистической революции. 4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в дни Первого Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс. 5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в дни Первого Мая и замену подписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России”[6, с. 153].