Смекни!
smekni.com

История белорусского театра "Батлейка" (стр. 2 из 2)

После Октябрьской революции такие народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале шестидесятых.

Куклы

Что касается кукол, то они также были разных видов. Условно можно выделить некоторые из них:

- перчаточные;

- механические;

- марионетки;

- кукла на твердом стержне;

- плоские, для теневого театра.

На территории Беларуси наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. - обычно такими делались отрицательные персонажи.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего завесило от желания батлеечников, так как представление носило зрелище символическое и допускалось использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, было достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могли быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который крепили куклу, должен был бать для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. На уровне плеч куклы изготовляли крестовину для того чтобы было легче прикрепить куклу к пруту и для того чтобы она в самый неподходящий момент не начала вращаться вокруг него. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой.

Подводя итог можно сказать, что батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказала влияние на формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и драматургию в частности. Традиции батлеечного театра используются и сегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новую жизнь во все большем количестве новых батлеечных театров.

национальный театр кукла батлейка

История новой "Батлейки" Института теологии

В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, которая лелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения в школе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию исторических материалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства и воссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководством Института теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также при ощутимой поддержке "Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла". По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. За изготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса, которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалой силы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дары таланта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейка была восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.

Представленный в Институте тип батлейки, если верить историческим данным, был особо распространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейка выглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.

Батлейка в Институте теологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, для того чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступной и нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также, чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.

Со времени основания "Батлейки" было разработано несколько циклов представлений:

- «Христианская этика»;

- «Священная история Ветхого Завета»;

- «Священная история Нового Завета»;

- Цикл, рассказывающий о Десяти заповедях и Заповедях блаженств;

- Истории о белорусских святых.

Каждый цикл состоит приблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. В данный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла «История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» было поставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными и сочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклю также шьются и рисуются самими актерами.

Театр дает представления не только в стенах Воскресной школы, но также активно гастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки, где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самого юга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некоторое время после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag, где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и на французском языке для гостей из Франции.

Кроме заграничных гастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные не только в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.

Заключение

Батлейка, некоторым образом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянских народов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого из славянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные с особенностями языка, быта, истории и культуры.

В батлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так и христианской религиями. Это - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления - обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий и театр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театр импровизационный.

Литература:

- http://batleyka.inst.by/;

- http://ru.wikipedia.org/;

- http://byelorussia-theater.ru/.

Словарь терминов

князь, дружина, посадник, боярин, вече, смерд, закуп, холоп.

КНЯЗЬ - 1) вождь племени, правитель государства или гос. образования,в ВКЛ назывался великим князем. 2) в дореволюционной России почетный наследственный дворянский титул; с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги.

ДРУЖИНА - 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.2) Вооруженные отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица - "княжие мужи") и "молодшую" - "гриди" и "отроки".

ПОСАДНИК — 1) наместник князя в землях, входивших в состав государства;2) высшая гос. должность в Новгородской и Псковской феодальных республиках. П. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

БОЯРЕ– 1)высший слой феодального общества (наряду с великими и удельными князьями) 10—17 вв. бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова "Бояре." до конца не выяснено: одни исследователи производят его от "бой" (воитель) или "болий" (большой), другие — от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т.д. Возникновение Бояре относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в 6—9 вв. В 10—11 вв. Б. разделялись на 2 слоя: княжеских — княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) — потомков родоплеменной знати.

ВЕЧЕ- (общеславянское; от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11—12 вв.). В летописи вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Вече ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др, принятием. Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности.

СМЕРДЫ - наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках 11—12 вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси — крестьяне, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным. В отличие от раба, С. в 11—12 вв. имел своё имущество, платил штраф за совершенные проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа

ЗАКУПЫ - категория зависимого населения Древней Руси. По Русской правде закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог стать свободным. Закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба Великом княжестве Литовском в 14—16 вв. закупы — должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.

ХОЛОПЫ - категория феодально-зависимых людей в России 10 — начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986. В 11—12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу и т.д. Холопами становились в результате пленения, само продажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопы.