Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 3 из 7)

5. Передняя-Азия – колыбель мировой культуры. Характерные черты политической, правовой и художественной культуры народов Месопотамии

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н.э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н.э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н.э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н.э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800–700 годы до н.э. В 605 году до н.э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.

Переднюю Азию называют колыбелью мировой культуры. Это связано с тем, что:

1. Именно там возникло одно из двух древнейших государственно-территориальных образований;

2. Большинство ученых полагают, что именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества – она относится к IV тыс. до н.э.

3. Именно там появились первые города-государства, зародилась наука и литература.

4. В Месопотамии были сделаны многие изобретения, очень важные для дальнейшего развития человечества, в т. ч первый календарь, первые медицинские книги, составлены первые географические карты, а также созданы первые струнные музыкальные инструменты – арфа и лира;

5. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилони, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья;

6. В Месопотамии впервые появились такие важные элементы архитектуры как купола, арки, сводчатые потолки. Ряд искусствоведов придерживается точки зрения, что именно вавилонские архитекторы явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основау строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Характерные черты художественной культуры Древней Месопотамии:

1. Здесь появляются первые литературные памятники (первая в истории человечества поэма «Золотой век», цикл сказаний о Гильгамеше, предания о всемирном потопе, «Поема об Атрахасисе» – рассказывает о временах, когда еще не было людей и боги сами «бремя несли»), древние Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог.

2. Очень важную роль в архитектуре играли храмовые сооружения. Храмы строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Самый известный в истории человечества зиккурат – знаменитая Вавилонская башня, храм бога Мардука в Вавилоне.

3. Собственно жилище бога находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом; считалось, что там бог гостил по ночам.

4. Основным строительным материалом был кирпич, высушенный на солнце. Естественно, он был очень недолговечным. Поэтому большинство вавилонских построек не сохранилось.

5. Среди всех культур, населявших Месопотамию, были распространены изображения зверей, чаще всего льва и быка. В ассирийский период быки стали крылатыми, каждый из них имел по пять копыт.

6. Для художественных изображений эпохи Ассирии была характерна очень большая жестокость; распространены сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя.

7. Висячие сады Семирамид – озелененные террасы вавилонской башни – известны как одно из семи чудес света.

Характерные черты политической культуры Месопотамии:

1. Правитель мог как избираться, так и получать свою власть по наследству, однако второе было распространено больше

2. Очень большое значение придавалось атрибутике, т.е. тем предметам, которые окружали правителя, а также его личностным качествам. Правитель должен был обладать тронным именем, титулом, местом правления (трон), носить строго определенную одежду, украшения и атрибуты царской власти (скипетр), причем эти предметы у некоторых культур сами считались богами, иметь отменное здоровье, физическую силу, уметь читать, желательно знать иностранные языки, владеть арифметикой (сложение и вычитание, ведение учетных табличек), танцевать и играть на музыкальных инструментах.

3. Правители Месопотамии считали свое происхождение божественным; всем вышеперечисленным знаниям и умениям и должны были учить сами боги

4. Можно говорить о том, что здесь зародилась абсолютистская система государственного управления.

5. Существовала очень четко прописанная процедура передачи власти.

Характерные черты правовой культуры Месопотамии:

Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. При Хаммурапи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом. Законы Хаммурапи – первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли при определении наказаний за преступления. В Вавилонии были развиты ростовщичество и долговое рабство. Хаммурапи законодательно пытался сдерживать ростовщичество, но его законы выполнялись далеко не всегда.

6. Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога – на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н.э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

Истоки традиционности и консерватизма культуры Древнего Китая

1. Практически все религии и философские течения в Китае проповедуют принцип пассивности в жизни, начиная от даосизма, который вообще во главу угла ставит принцип недеяния и кончая буддизмом, рассматривающем жизнь как непрерывное страдание. Особую роль в формировании китайского консерватизма сыграло конфуцианство (по имени его основателя – проповедника Кун-цзы).

2. Конфуцианство зародилось в период «воюющих царств» – достаточно неспокойное время, когда большинство жителей поднебесной устали от нестабильности. Конфуций (европейская транскрипция имени) обосновал свою систему. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын – чтить своего отца, подчиненный – начальника. Все полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети. В основе идей Конфуция лежал культ повиновения старшим по возрасту и должности. С течением времени Конфуцианство превращается в государственную религию. К началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного подчинения народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни или превращения в государственных рабов как самого \нарушителя, так и членов его семьи.

3. На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Малейшая самодеятельность наказывалась

4. Строгая регламентация общественной жизни, в том числе того кому, когда и какую одежду носить, доходящая до абсурда.

5. Человек не представлял самостоятельной ценности как личность; древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и колллективным»