Смекни!
smekni.com

Эпоха эллинизма (стр. 2 из 2)

Из большого числа исторических произведений эллинистического периода частично сохранились только труды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и с греческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать Аристида «Милетского», как его принято называть, автора сборника, озаглавленного «Милетские истории». Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленной книгой для чтения. Начал формироваться в то время и еще один литературный жанр - роман.

Меняется и содержание философских произведений. Человек все больше углубляется в себя, в свой внутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в сложном, изменчивом мире. Формируются два существеннейшие для дальнейшего развития философии и крайне показательные для характеристики сути эллинистической культуры философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм).

Стоицизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв жить согласно с природой и самим собой. Родоначальником стоицизма был Зенон из Китиона, который ок. 301 г. до н.э. основал школу в Афинах. В стоицизме нужно различать само философское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Сама по себе стоя - достаточно многообразное, даже эклектичное философское течение, объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло от портика в Афинах, в котором проводил занятия Зенон. Но особой популярностью пользовалась этическая часть учения, на основании которой человеку предписывалось жить в согласии с природой, которая и является по сути божеством, воплощением добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали как неотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для них означало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки - не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь с собственным слабостям, человек проявляет силу воли и сохраняет душевную чистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека - следовать природным принципам, не подчиняясь велению времени.

К этическому учению стоиков близка этика эпикуреизма. Эпикуреизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв радоваться обыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель, Эпикур, создал в Афинах в 306 г. школу, получившую название «Сад Эпикура». Он ввел понятие атараксии (невозмутимость, безмятежность) - идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: «Живи незаметно!». Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпикур учил чувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, что дала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.

Самой значительной стороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научное движение, которое никогда, ни до, ни после, не было таким стремительным. Содействовало этому в значительной степени создание новых научных центров. Местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока, стала египетская Александрия - столица царей Птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, получали бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов и повинностей. Афиннянин Деметрий Фалерский, принявший приглашение Птолемея I поселиться у него в Александрии, основал там научное учреждение по подобию афинских. Его детище получило название александрийский Мусейон (Museion, то есть «святыня муз»). Это был крупнейший научный комплекс эллинистического мира, совмещавший в себе университет, научно-исследовательский центр и библиотеку (но не музей в нашем смысле слова). Особенно славилась его библиотека, в которой насчитывалось уже при Птолемее II без малого пятьсот тысяч книг. Научных достижений в эллинистический период было так много, что придется ограничиться перечислением лишь некоторых из них.

В области математики это прежде всего Евклид. Его «Начала» в 8 книгах (I-VI - планиметрия, VII-X - алгебра на геометрической основе, XI-XIII - стереометрия прямоугольных тел) стали для всей древности руководством по элеементарной математике. Он был основателем александрийской математической школы, из которой вышли Эратосфен, блестящий разносторонний ученый; систематизатор теории чисел и величайший математик древности Архимед Сиракузский. Архимед первым определил отношение окружности к диаметру (число л), и построил на его основании стереометрию круглых тел. Успехи математики не замедлили отразиться на пограничных дисциплинах естественных наук, прежде всего, математической географии и астрономии. Эратосфен сумел успешно завершить опыты предшественников по определению окружности Земли, а также -заключил мир в изобретенную им систему меридианов и параллелей, туже, которой пользуемся и мы. Гераклид Понтийский установил факт вращения земли вокруг своей оси, Аристарх Самосский открыл, что Земля вращается вокруг Солнца, то есть, сделал то открытие, которое через 1800 лет повторил Коперник и подтвердил Галилей. Гиппарх, величайший астроном Античности, вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца, составил первый научный звездный атлас, в котором нашли свое место до тысячи звезд и т.д.

В области гуманитарных наук начинает лидировать психология, но не в том смысле, который мы ныне присваиваем этому слову: спорят не о душевных явлениях, а - по стопам Платона и Аристотеля - о душе как таковой, духовное ли она существо или материальное, простое или сложное, или даже вовсе не существо.

Писалось множество трактатовов на самые разные темы, связанные со свойствами людей: о гневе, о дружбе, о старости, о печали, о согласии, о благородстве и т.д.

Одним из них был трактат Феофраста «О характерах».

Вопрос о языке не переставал интересовать греков еще со времени софистического движения. Итоги подвел Дионисий Фракиец, александрийский ученый II века до н.э., составитель первой греческой грамматики.

Эта работа Дионисия - мать всех европейских грамматик, в том числе и русской. Начинает развиваться филология - новая отрасль гуманитарных знаний, разносторонне изучающая письменные тексты.

Одним словом, кипучая деятельность шла во всех областях науки - и новых, и старых, никогда ни до, ни после античный мир ничего подобного не видел. В следующий раз человечество пережило нечто подобное только в эпоху Возрождения.