Смекни!
smekni.com

История балета 20 века (стр. 5 из 5)

Последний балет Чайковского - "Щелкунчик" (соч. 1891; пост. в 1892, Мариинский театр, балетм. Иванов). Типичная для Чайковского тема преодоления зла победоносной силой любви и человечности претворяется здесь через детские образы. Радостям детского праздника, мечте героини о любви и прекрасном мире противостоят образы мышиного царства, олицетворяющие зло. Эти начала музыкально воплощаются в развёрнутых симфонических сценах (использующих, в частности, приёмы секвенционного и волнообразного развития, столь типичные для симфоний Чайковского). Глубокий лиризм и драматизм сочетаются в музыке с изобразительной конкретностью в обрисовке характерных персонажей (куклы, мыши, национальные танцы). Выразительные средства Чайковского в этом балете отличаются особым лаконизмом, изяществом, меткостью образных характеристик. В инструментовке применены новые краски (челеста, детский хор и др.).

Реформа балетной музыки, осуществлённая Чайковским, оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А.К. Глазунов, Р.М. Глиэр, Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Чайковским. Исполнение главных партий в балетах Чайковского явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков: М.Т. Семёновой, Г.С. Улановой, Н.М. Дудинской, М.М. Плисецкой, И.А. Колпаковой, Н.В. Тимофеевой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, М.В. Кондратьевой, Р.С. Стручковой, Н.В. Павловой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича, Ю.Г. Кондратова, Ю.В. Соловьёва, В.В. Васильева, М.Л. Лавровского, В.М. Гордеева и др.

Родство балетной музыки Чайковского с его симфоническим и оперным творчеством сделало закономерными многочисленные опыты его хореографического претворения.

Заключение

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов. Только в России балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета, академического балета – монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета – Мариус Петипа, французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И. Ивановым(1834–1901) и композиторами П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым балеты Спящая красавица (1890), Щелкунчик (1892), Лебединое озеро (1895) Раймонда (1898), Времена года (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.

БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для воплощения хореографического спектакля, слагаемая часть балетного произведения. Её отличит. черта - ориентация на эмоциональный характер и моторику танц. движений, связь со сценическим действием. Истоки Балетной музыки восходят к синкретическим жанрам первобытного искусства, соединявшим элементы драматического действия с танцем, пением, инструментальным сопровождением. В процессе исторического развития принципы взаимодействия Балетная музыка с хореографией претерпели значительные изменения, как под влиянием эволюции музыкального искусства, главным образом инструментально-симфонических жанров, так и в соответствии с характером балетных спектаклей.

До Чайковского музыка в балетном спектакле имела преимущественно прикладное значение: давая ритмическую основу танцу, она, однако, не содержала глубоких идей и образных характеристик. В ней господствовали рутина и штампы, однотипные танцевальные формы приспосабливались для воплощения самых различных сюжетов. Реформа Чайковского была подготовлена опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классической оперной и симфонического музыке, в т.ч. в его собственном творчестве, развитыми танцевальными сценами в операх М.И. Глинки и др. русских композиторов, стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном спектакле.

Суть реформы Чайковского - коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии.

Реформа балетной музыки, осуществлённая Чайковским, оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А.К. Глазунов, Р.М. Глиэр, Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Чайковским. Исполнение главных партий в балетах Чайковского явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков.

Чайковский осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии.

Реформа Чайковского была подготовлена опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классической оперной и симфонической музыке, в т.ч. в его собств. творчестве, развитыми танцевальными сценами в операх М.И. Глинки и др. рус. композиторов, стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном спектакле.

Список используемой литературы

1. Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1. Хореографы. Л., 1970.

2. Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 2. Танцовщики. Л., 1972.

3. Карп П. О балете. М., 1974.

4. Гаевский В. Дивертисмент. Судьбы классического балета. М., 1981.

5. Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины 18 в. Л., 1983.

6. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л., 1983.

7. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Предромантизм. Л., 1983.

8. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. Л., 1996.

9. Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. М., 2000.

10. «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (3 т., 1903), составленная его братом, литератором М.И. Чайковским. Сюда вошёл материал из архива Чайковского, «Памятной книжки правоведов XX выпуска», Мордвинова (СПб., 1894), «Воспоминаний о П.И. Чайковском» Кашкина (Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Чайковского.

11. Берберова Н.Н. Чайковский. История одинокой жизни. - Берлин, 1936.

12. Познанский А. Пётр Чайковский. Биография. (В 2-х т.) - СПб.: Вита Нова, 2009.