Смекни!
smekni.com

Леонардо да Винчи - великий художник Возрождения (стр. 3 из 3)

Недуги усиливались. Работать становилось трудно. Могучий ум начинали одолевать старческие сомнения. Пошли разговоры о том, что Леонардо вовсе не безбожник и вовсе не еретик. Его видели посещающим церковную службу. Чувствуя приближение смерти, Леонардо усердно стал расспрашивать о христианской религии.

23 апреля 1519 года он послал за нотариусом и продиктовал ему своё завещание. Часть имущества он завещал ученикам, часть – братьям. Через несколько дней – 2 мая 1519 года – Леонардо умер, причастившись, как полагается доброму католику. Два дня спустя его похоронили в одной из амбуазских церквей.

2. Творчество Леонардо да Винчи:

«Тайная Вечеря» и «Мона Лиза»

леонардо художник мона лиза вечеря

«Тайная вечеря» – одно из величайших произведений живописи всех времен. Эта картина подготавливалась долго и далась не сразу. Несколько раз Леонардо менял замысел. Целый год ушёл на поиски композиции. Для картины Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грация.

Сюжет «Тайной вечери», как понятно из названия, библейский. На ней изображён момент, когда Иисус Христос во время вечерней трапезы с апостолами говорит им, что один из них его предаст. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. За столом сидят тринадцать человек. В середине, отдельно от других, Христос на фоне светлого пятна, образуемого окном; по обе стороны – двенадцать апостолов. Христос только что произнёс свои слова о предательстве. Ученики подавлены услышанным. На лицах учеников удивление, недоумение, страх. Все лица освещены, за исключением лица Иуды Искариота. Его – предателя – Леонардо нарочно изобразил спиной к источнику света, и лицо его получилось тёмным.

Картина – огромной силы, в ней Леонардо использовал различные приёмы, в том числе sfumato, придуманное им искусство передачи светотени. Но фатально неудачными оказались его эксперименты с красками. Он не захотел писать фреску по сырой штукатурке, как делали все художники, а решил сделать опыт с масляными красками и покрыть саму стену. Это был риск, и он погубил всю картину. Камень, из которого сложена стена, содержит, как оказалось, селитру и обладает свойством выделять влагу, правда, в минимальных количествах, но с годами всё-таки она проступила через известь и стала покрывать поверхность фрески уродливыми белыми пятнами. Пока Леонардо находился в Италии, он ещё корректировал картину. Но уже в середине XVI века современники свидетельствовали, что разрушение прогрессирует. Оно было ускорено несколькими наводнениями, во время которых вода подолгу стояла в трапезной монастыря, а также преступно беззаботным отношением монахов к сокровищу, которым они обладали. Чтобы удобнее было сообщаться с кухней, они пробили дверь в стене, на которой находится картина и у Христа были отняты ноги. Во время оккупации Милана армией генерала Бонапарта, в 1796-1797 годах, в трапезной Санта Мария деле Грация была устроена сначала конюшня, потом склад сена, потом тюрьма, что, конечно, тоже содействовало разрушению стен.

Сейчас на картину нельзя смотреть без чувства глубочайшего отчаяния, потому что она не даёт даже отдалённого представления о том, чем она была когда-то. Копии и гравюры, которых имеется много, лишь в малой мере помогают восстановить первоначальный вид фрески и, конечно, совершенно бессильны восстановить впечатление от неё. Реставрационные работы последнего времени в лучшем случае дадут возможность приостановить дальнейшее разрушение, да и то вряд ли.

«Мне удалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо да Винчи о портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества.

Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года.

Вот что пишет об этой работе современник Леонардо, Джорджо Вазари: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его... Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на музыкальных инструментах и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Благодаря этому Леонардо мог всегда видеть, как она улыбается».

«Мона Лиза Джоконда»

Пейзаж, на фоне которого изображена Мона Лиза, подобран так, что картина кажется совершенно естественной. Леонардо хотел при помощи различных приёмов создать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.

Но самое главное в портрете Моны Лизы – улыбка. Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить улыбку Джоконды, но Леонардовская улыбка, одновременно мудрая, лукавая, насмешливая и манящая, часто становится даже у лучших из его последователей жеманной, порой изысканной, порой даже очаровательной, но в корне лишенной той неповторимой значительности, которой наделил ее великий кудесник живописи.


Список использованной литературы

1. А. Дживелегов «Леонардо да Винчи». Серия «Жизнь в искусстве».

2. Большая Советская энциклопедия.

3. Материалы Интернета.