Смекни!
smekni.com

Культура Египта (стр. 2 из 2)

Согласно традиции, росписи расположены одна над другой горизонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах и на циновках, слуги, служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины – и господа, и слуги – занимают одну сторону росписей, женщины – другую. Служанки – молодые, стройные и чаще всего обнаженные девушки – подают изящным египетским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное внимание живописца. Неподвижность прямых фигур одних служанок помогает оценить непринужденность движений других: они наклоняются так естественно, что черные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчеркивается изящными позами. Фигуры заслоняют друг друга, иногда изображены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира, можно увидеть изображения в необычном ракурсе – обнаженная служанка показана со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты – мужчины и женщины – играют на арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах. На фрагментах одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпанируют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необычную группу: вопреки канону две из них изображены в фае. Рядом танцуют две юные миниатюрные девушки, золотисто-смуглые тела, которых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на головах у девушек диадемы. Одна девушка слегка заслоняют другую, их позы и жесты схожи, но, подчиняясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забивать, что изображения подчинялись традиционным приемам, религиозной символистике. Так, цветы лотоса в руках пирующих – не столько изысканное украшение праздника, сколько символ, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоценностями. На некоторых из них открытые, облегающие платья с бретелями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали прозрачными, струящимися, а одежда более просторной, с множеством складок. Причудливы сложные парики до плеч из множества сплетенных косичек. Хлопотливые служанки водружают на них маленькие колпачки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, бирюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и все искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении, тяжелых париков, серег, диадем; с контурной обводкой миндалевидных глаз, щеками и губами, тронутыми краской, тонкие лица женщин, как и удлиненные пропорции их легких, словно неосязаемых тел, наделены непревзойденной в Древнем мире таинственной прелестью.


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

гробница фараон египет иероглиф искусство

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «черная земля». В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса – дарила искусству мотивы и формы, служила источникам вдохновения.

Существование Египта зависело от розливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потом неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, ее нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. Четкая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фараон», от египт. «пер-о» - «большой дом») – так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониям, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил начинался как бог Хапи, податель влаги и урожаю. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать соды, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделен несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу – архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства, которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душу умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мертвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самых египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамиды, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.