Смекни!
smekni.com

Культура Египта (стр. 3 из 3)


8. Фивы

История Фив восходит к небольшому поселении, известному с глубокой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царства. Во время Нового царства хлынувшие а Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. Фивы стали также центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипетскую столицу "стовратные Фивы". Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-видимому, поистине огромные размеры города, отличавшие его от собственно греческих Фив, именуемых "семивратными". По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселенным городом. В Древнем Египте ни один город не мог сравнится с ними по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Фивы называли просто Город, как впоследствии Афины, Александрию, Рим , Константинополь.

Фивы расположены на двух берегах Нила, русло которого здесь широко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город живых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоемами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали торжественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине высились поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливийского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта африканской рекой на две части было традиционным: культ мертвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мертвых. Ныне здесь господствует безлюдье, зной и тишина. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились руины храма царицы Хатшепсут В Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедится, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не исчезли бесследно подобно памятникам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города, Нового Вавилона, о великолепии которого реально судить уже невозможно. Развалины фиванской архитектуры, с ее исполинскими статуями, прекрасными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необыкновенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно увидеть феерическое Зрелище пламенеющего красками заката, отражаемого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мертвых.

египет фараон номарх фреска храм

9. Храм в Дейр Эль-Бахри

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов. Один из них – заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвященный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богине любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами.

Женщина – фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не сколько не воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С ее именем связана также далекая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служила ее многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерными очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлиненными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне, следовало давно сложившимся правилам. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, ее имя в надписях было сбыто.

Храм в Дейр эль-Бахри – выдающийся памятник древнеегипетского зодчества – построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделенный огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обривающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней неповторимое целое. Храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами (наклонными площадками) и обрамленных столбами и колонами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по алее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колоны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далекую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоемы; росли деревья.