Смекни!
smekni.com

Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма (XIX в.) (стр. 1 из 4)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра истории, мировой и отечественной культуры

Реферат

на тему:

«Белорусская живопись эпохи классицизма, романтизма и реализма (XIX в.)»

Выполнил: студент группы 112179

строительного факультета БНТУ

Яроцкий Сергей Викторович

Руководитель: канд. нст. наук,

доц. Беляев А. В.

Минск, 2009

Введение

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-либо поверхность. Занимает главное место в триаде изобразительных искусств (вместе с графикой и скульптурой). Подразделяется на станковую (основой служит полотно, доска, картон и т. д.) и монументальную живопись (произведения размещаются на архитектурной основе ). Среди жанров живописи портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический, батальный и др. Особыми видами живописи являются миниатюра, панорама, декоративная живопись (театральные и кинодекорации). Важнейшие средства выразительности – композиция, рисунок и цвет (колорит).

История живописи берет начало еще от наскальных росписей времен палеолита. Уже в те далекие времена человеку было не чуждо чувство прекрасного, он стремился таким образом выразить себя, отразить в своем творчестве проблемы, волнующие его. С тех пор прошло много времени. И на протяжении всех этих столетий живопись была и остается неотъемлемой частью культуры и искусства в частности для каждого общества, для каждой эпохи. Так чем же живопись так привлекает людей? Почему все новые и новые поколения художников продолжают создавать нетленные шедевры, которыми потомки могут восхищаться еще на протяжении многих веков?

При помощи технических средств живописи мы можем видеть на полотнах окружающий нас мир. Выполняя свои произведения на плоскости, художники передают объемную форму предмета, воздушную и линейную перспективу, идею произведения. Понимание законов живописи дает людям возможность наиболее глубоко представить особенности строения предметов, а также соотношения содержания и формы, развивает способность анализировать вещи. На основе наглядных представлений зритель фиксирует соотношения пространства, сравнивает цветовые соотношения в природе. Изобразительная живописная образованность служит своего рода средством общественного воспитания.

В реферате рассматриваются проблемы развития и становления белорусской живописи в XIX – XX веках. Излагаются основные черты трех господствующих направлений (классицизма, романтизма, реализма), рассматриваются особенности их развития в Беларуси. Также рассматривается творчество, наиболее характерные работы художников для каждого из периодов.

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.

Говоря о красках, необходимо отметить, что если в начале периода классицизма предпочтение отдавалось нежным, но в тоже время четким, тонам и бликам, то в более позднее время наступило царство монохромности. Холст служил, как бы, сценой для художника-режиссера, который благодаря достаточно четко отличающимся друг от друга цветам заставлял замирать своих героев в самых выразительных позах, раскрывая их внутренний мир.

Проникновение в белорусскую живопись идей классицизма связано с именами тех художников, которые получили образование в Париже, Риме, Варшаве и других городах Западной Европы. Эти же традиции поддерживались в Петербургской Академии художеств, в ведении которой находилось все художественное образование страны. Распространению традиций классицизма способствовала и та атмосфера, которая сложилась в наиболее просвещенных кругах белорусского общества к концу XVIII – началу XIXв.

В истории изобразительного искусства Беларуси первая половина XIX в. занимает особое место – это время значительных качественных и количественных сдвигов в развитии всех его жанров и форм. Важнейшую роль в этом процессе отыграла Виленская школа живописи – отделение изящных искусств факультета литературы и искусства Виленского университета. Она была основана в конце XVIII в. Первым профессором живописи Беларуси и Литвы Ф. Смуглевичем и его учениками. Здесь преподавали Я. Рустэм, выдающийся художник, педагог; бывший королевский скульптор А. Ле Брун (Лебрэн), его ученик – уроженец Гродненщины К. Ельский, выдающийся график и искусствовед англичанин Дж. Саундрэс. За 35 лет своей работы школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов.

Воспитанниками отделения изящных искусств были выдающийся портретист, мастер исторических композиций Я. Дамель, художник-портретист европейского уровня В. Ванькович, график и художник В. Дмоховский и др. Галерею образов белорусских памятников истории и архитектуры оставили ученики Я. Рустэма – выдающиеся художники М. Кулеша и Наполеон Орда. Мастер батального жанра Я. Суходольский оставил серию работ, посвященных войне 1812 г, восстаниям. Начинателем белорусского искусства натюрморта был выдающийся художник, воспитанник Петербургской Академии искусств И. Хруцкий.

Закрытие Виленского университета значительно обеднило художественную жизнь региона. Начинается отток талантливых художников в Петербургскую Академию искусств, в Московское Строгоновское училище и за границу. Многие из них уже на возвращаются в Беларусь. Те же художники, которые возвращались, чтобы жить и работать на Родине, (Дмоховский, который вернулся из Америки, Хруцкий и некоторые другие) вынуждены были искать для себя дополнительный, кроме живописи, источник доходов.

Первым профессором живописи в Виленской школе был назначенный на эту должность в 1798 г. Франтишек Смуглевич (1745-1807). Родился в Варшаве в семье художника Луи Смуглевича. Первым учителем будущего художника был отец. В 1763 г. Отец посылает его в Рим, в Академию святого Луки. Здесь на протяжении шести лет Смуглевич был учеником Рафаэля Менгса. Уже на втором году обучения он получил первую академическую премию, победив в конкурсе по рисунку учившегося вместе с ним впоследствии известного французского художника Жака Луи Давида. После окончания академии остается в Риме, украшает фресками знаменитые термы Тита, делает много гравюр и больших исторических композиции на темы из древнеримской мифологии и истории. Эти работы принесли Смуглевичу широкую известность. В 1784 возвращается в Варшаву, расписывает костел базилианов. Верный традициям классицизма, Смуглевич большинство своих произведений мифологическим сюжетам. Однако в его творчестве можно встретить и мотивы народной жизни («Крестьяне за столом», «Сцена из крестьянской жизни» и др.), а также сюжеты, связанные с борьбой польского народа за свое национальное и социальное освобождение («Присяга Костюшко на Краковском рынке», «Апофеоз восстания Костюшко» др.).

Я. Рустэм (1762 – 1835 гг.) родился в Константинополе, а художественное образование получил в Варшаве у Я. Норблина и М. Бачерели. Затем некоторое время работал в германии, а с 1798 по 1832 г. – в Виленском университете. Его работы – это в основном портреты, которые он выполнял в большом количестве преимущественно по заказам местного дворянства. Писал художник и портреты своих родственников, знакомых, друзей, автопортреты. Практически на всем протяжении творчества художник придерживался классицизма, который часто выступал в его работах в романтических окрасках.

Большинство произведений Рустэма – погрудные или по пояс изображения, для которых характерна камерность решений (портреты Зана, Солтана, Вейсенгофа, Саундерса, «Портрет жены» и др.)

Значительный след в истории белорусского и польского искусства оставил Юзеф Пешка (1767 – 1831 гг.). Это был не только портретист, но и автор исторических и аллегорических композиций, пейзажей, зарисовок видов городов и местечек. Родился в Кракове, там получил образование у местного живописца Д. Эстрейхера. Учился у Смуглевича в Варшаве. Вместе с ним принял участие в оформлении Михайловского дворца российского императора Павла I. Некоторое время преподавал в Виленском и Кравковском университетах.

Среди исторических и аллегорических композиций, созданных художником, выделяются картины «Болелслав Кривогубый нападает на помор», «Смерти Болеслава Кривогубого», «Муза», «Победа Яна Собеского под Веной», «Христос перед Пилатом», «Название Кракова вольным городом». Работам художника свойственны классистические решения: грамотно построенные, уравновешенные композиции, сдержанный колорит, точность пластичных моделировок. Также известен как портретист. Среди работ портреты А. Любомирского, К. Сапеги, Г. Калатная, А. Чарторийского, И. Закржевского и др.