Смекни!
smekni.com

Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках (стр. 2 из 4)

С 1772 г. был предпринят сбор всех печатны книг, когда-либо изданных в Китае. Сбор продолжался 20 лет. Таким путем была образована

огромная библиотека из 172 626 томов, размещенная в книгохранилищах в Пекине и других городах. Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Все книги были разделены на четыре категории, отчего вся библиотека получила название «Сы ку цюаньшу», т. е. «Полное собрание книг четырех хранилищ». Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 изданий были описаны в подробно аннотированном каталоге. Большую ценность представляют составленные еще в правление Канси толковый словарь «Канси цзыдянь» и сборник цитат и выражений «Пэйвань юньфу».

Однако это мероприятие имело и свою оборотную сторону. По сути дела это была грандиозная операция по изъятию книг, могущих служить опорой для всяких «опасных мыслей», и не менее грандиозная операция по фальсификации текстов. В вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места, менялись даже названия книг.

II. Философия. Развитие общественной мысли

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей вне ума, и нет ума вне вещей, - говорил Ван Ян-мин, - ничего не существует вне нашего разума»; «Сердце, сознание есть корень и источник всего». По Ван Ян-мину критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-мина имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Философские взгляды Ван Ян-мина и его последователей в свое время принесли известную пользу делу борьбы с неоконфуцианской философией, сложившейся в эпоху Сун и превращенной ее позднейшими представителями

в схоластику.

Однако политические взгляды Ван Ян-мина отражали интересы класса феодалов, напуганного мощным крестьянским движением того времени. Ван Ян-мин защищал политику обуздания крестьянства, укрепления позиций феодалов, возглавлял карательные экспедиции против крестьян. Им были выдвинуты предложения о введении «Закона о десятидворках», «Закона о старостах десятидворок» и т.д., которые регламентировали быт и поведение крестьян в общественной и частной жизни. Предложения Ван Ян-мина имели целью создать такие условия, при которых была бы исключена всякая возможность протеста против феодальной эксплуатации.

Острая борьба между феодалами и зависимыми крестьянами, обострение противоречий внутри господствующего класса нашли свое отражение и в области идеологии: в XVI – XVIIвв. развивалась прогрессивная мысль, боровшаяся с неоконфуцианской схоластикой. Ее развитию способствовало появление новых общественных сил, связанных с ростом городов, товарно-денежных отношений и зарождением мануфактуры.

Представители наиболее прогрессивных течений были выходцами из трудовых народных слоев, а также из среды зажиточных горожан. К первым следует отнести современника Ван Ян-мина – Ван Синь-чжая (1483 – 1541), его последователей Янь Шань-нуна, Лян Жу-юаня (он же Хэ Синь-инь) и др., подвергавшихся преследованиям со стороны властей. Их философские взгляды не отличались резко от идеализма и интуитивизма Ван Ян-мина. По своим этическим взглядам Ван Синь-чжай приближался к древнекитайскому философу Мо Ди (V – IV вв. до н. э.) с его учением о «всеобщей любви». Ван Синь-чжай и его последователи выдвигали утопическую в тех условиях идею создания такого общества, в котором не было бы богатых и бедных, все были бы равны. К этой же группе прогрессивных мыслителей надо отнести и Ли Чжи (или Ли Чжо-у, 1527 – 1602). Он, как и другие прогрессивные деятели его времени, упомянутые выше, подвергался преследованиям со стороны Минской династии. Его учение объявили еретическим, так как оно было

направлено против господствовавшей идеологии конфуцианства. Ли Чжи выступал против того, чтобы безоговорочно признавать истиной все то, что утверждал Конфуций, он заявлял: «Мы не можем правду или неправду Конфуция считать правдой или неправдой». Сочинения Ли Чжи неоднократно подвергались сожжению, а сам он был замучен.

Традиционализм, который был свойственен для всей китайской культуры XVII – XVIIIвв., в области философии выразился в стремлении уложить мысль в привычные схемы, оперировать давно сложившимися понятиями, опираться на старые письменные памятники. Но поскольку интересы маньчжурских правителей и феодальной знати столкнулись на этой почве с чаяниями китайских ученых, мечтавших о свержении власти чужеземцев и о восстановлении национальной власти, постольку традиционная философия стала отражать две противоположные тенденции: одну, направленную на охрану режима, установившегося при маньчжурах, и другую, стремившуюся к свержению этого режима.

Маньчжурские правители быстро оценили пользу, которую можно было извлечь из конфуцианской философии Сунского времени, особенно на учения Чжу Си (1130 – 1200), в котором эта философия получила законченное выражение. Это учение было использовано маньчжурами в целях укрепления феодального строя. Сунская философия стала официальной доктриной режима.

Император Канси опубликовал «Шэн юй» («Священный эдикт») – свод положений, определяющих государственную идеологию: этот эдикт в распространенном виде был повторен от имени императора Цяньлуна. В нем были заиксированы феодальные начала общественных отношений, политической системы, верховной власти. Среди оппозиционной части китайского общества образовалось течение, ярко враждебное сунской школе. В начале правления Цинской династии Хуан Цзун-си, один из крупнейших мыслителей Китая XVII в., принимавший активное участие в борьбе с маньчжурскими завоевателями, даже ездивший в Японию с целью призвать японцев выступить против маньчжуров, подверг критике важнейший тезис сунской политической теории – о неограниченной власти правителя. Хуан Цзун-си говорил, что взаимоотношения правителя и народа не абсолютны, а условны, что «права и обязанности правителя определяются интересами народа».

Другие мыслители боролись с сунской философией, упрекая ее в абстрактности, в отходе от практики. Тезис о необходимости философии исходить из жизненной практики стал основным для многих оппозиционных направлений общественной мысли XVII – XVIII вв. Одним из первых, кто провозгласил этот тезис, был упоминавшийся ученый Гу Янь-у, который призывал черпать знания из двух источников: из действительности и из литературных материалов.

III. Литература

В период минской династии наиболее важным явлением в области литературы было продолжавшееся развитие научной литературы на живом, народном языке – рассказов, драм и роианов. Наиболее яркие образы новеллы даны в сборнике «Удивительные истории нашего времени в древности», появившемся в 30 – 40-х гг. XVII в.

Драматургия обогатилась новым жанром – местной провинциальной или «южной» пьесой, отличавшейся простотой изложения и доступностью языка. К таким произведениям относятся «Лунная беседка», «Сказания о белом зайце» - пьесы XIV в., исполняемые и в настоящее время в Китае. Из драматических произведений XVI в. большой интерес представляет пьса Сянь-цзу (1550 – 1617) – «Пионовая беседка», в которой был брошен вызов моральным устоям. Многие драматурги являлись и исполнителями роли героев своих пьес. Хотя профессия актера считалась унизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодаря существованию многочисленных домашних театров.

Первые романы – «Троецарствие», «Речные заводи», написанные на разговорном языке, относятся к XIV в., но в дальнейшем они появлялись все в новых и новых переработках.

Кроме исторического романа, в период Минской династии появились фантастический и бытовой романы. «Путешествие на Запад» - фантастический роман У Чэн-эня (1500 – 1582) – построен на преданиях о путешествии в Индию известного буддийского паломника VII в. н. э. Сюань Цзана. Известный бытовой романист конца XVI в. – Ван Ши-чжэнь (1526 – 1593), минский ученый, дослужившийся до поста главы палаты наказаний, что примерно соответствует должности министра юстиции в настоящее время.

В XVII – XVIII вв. контроль маньчжурского правительства практически не распространялся на область художественной литературы, которая, в свою очередь, развивалась в больших городах. Ее корни восходят к устному народному творчеству рассказчиков, к представлениям уличных комедиантов. Еще в XIII – XVIвв. устный сказ и уличные представления привели к созданию романа и драмы. В период Минской империи драма получила большое развитие: усложнился сюжет, увеличилось число вводимых в действие персонажей; представление стало разбиваться на несколько актов (иногда до 10). В XVII – XVIIIвв. именно эта драма и получила дальнейшее развитие. Появилось много замечательных пьес, например, пьеса Кун Шан-жана (1643г.) «Веер с цветком персика» («Тао хуашань»).

Продолжал развиваться и роман. В XVIIIв. возникли два романа, которые принадлежат к числу наиболее значительных произведений всей литературы феодального Китая: «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианцев».

В драме и романе Цинского времени видны новые общественные силы, развитие которых задерживалось реакционным режимом маньчжурского господства, чувствуется протест против нравов и морали класса феодалов. «Сон в красном тереме» - роман из жизни знатного маньчжурского семейства. В романе противопоставляется свободное чувство с его чисто человеческими законами принудительным нормам феодальной морали, принижавшим нравственный уровень человеческой личности.